На правах рукописи
УДК 37.012.8:37.013
БОБРЫШОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук
Санкт-Петербург
2007
Работа выполнена на кафедре прикладной психологии и педагогики НОУ «Северо-Кавказский социальный институт»
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор Шиянов Евгений Николаевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Гинецинский Владислав Ильич;
действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Сластёнин Виталий Александрович
доктор философских наук, профессор Стрельченко Василий Иванович
Ведущая организация: Волгоградский государственный педагогический университет
Защита состоится 10 апреля 2007 г. в __ на заседании Диссертационного Совета Д 212.199.19 по присуждению ученой степени доктора наук в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, к. 11, ауд. 32.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Автореферат разослан «_»_______200__г.
Ученый секретарь Диссертационного Совета доктор педагогических наук, профессор С.А. Писарева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Обоснование актуальности и постановка проблемы. Любой развивающейся науке, в том числе и истории педагогики, свойственна постоянная саморефлексия, служащая надежным инструментом обеспечения её непрерывного, восходящего генезиса. В различные исторические периоды предметом специального рассмотрения истории педагогики становились проблемы научной обоснованности и повышения результативности проводимых исследований, выявления перспективности тех или иных направлений её развития, установления места и роли в системе родственных гуманитарных наук и др. В постоянном же фокусе неизменно находились две взаимосвязанные проблемы, кардинально определявшие её научный статус: это методология истории педагогики в целом и вытекающая из неё методология историко-педагогического исследования.
Являясь важнейшей составной частью истории гуманитарных наук, история педагогики накопила огромное количество фактов, описаний, научных обобщений. В них систематизированы и наглядно представлены, с одной стороны, разнообразные проблемы воспитания и их следствия, с которыми на том или ином этапе цивилизационного развития столкнулось общество, а с другой – пути и способы актуализации сознания общества и отдельных его представителей по решению этих проблем. Показаны особенности детерминации этого сознания действием социально-экономических, политических, религиозных, нравственных, культурных и других факторов. В то же время известно, что любые описания и факты истории, особенно истории науки, взятые «сами по себе», без соответствующего интерпретационного сопровождения, многомерного анализа и т.д., не являются научным знанием как таковым. Они не дают возможности достигнуть требуемой системности и диалектичности знания, проникнуть во множество прямых и косвенных структурно-функциональных, причинно-следственных связей и отношений в нем, выстроить пространственно-временные линии его взаимосвязи.
Науковедческий анализ показывает, что процессы, обусловливающие базовые закономерности общего поступательного движения науки, определяющие возникновение у неё трудностей развития, «застревание» при переходе от этапа к этапу, происходят, прежде всего, в области методологии. ............