1 Межбюджетные отношения как инструмент бюджетной политики
Бюджетная политика государства – это главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.
Финансовая политика – это совокупность целенаправленных мер в области управления финансами для определения наиболее эффективных мероприятий для создания финансовой основы с целью реализации экономической политики.
Межбюджетные отношения – это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.
Межбюджетные отношения основываются на определенных принципах. В условиях бюджетного федерализма наиболее важными из них являются следующие:
· транспарентность (ясность, прозрачность, гласность) межбюджетных отношений;
· обеспечение гарантий единого доступа граждан, вне зависимости от места проживания, к основным социальным благам и услугам;
· четкая нормативная регламентация в распределении бюджетных средств;
· взаимная ответственность сторон за исполнение межбюджетных обязательств.
2 Разграничение доходов и расходов
Это такое их разделение между звеньями бюджетной системы, которое предполагает законодательное закрепление за бюджетами разного уровня на постоянной основе конкретных видов доходов и расходов в полном размере или частично. Базовым условием разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы является разграничение полномочий между органами власти разных уровней и органами местного самоуправления.
Наделение полномочиями может осуществляться в 2-х формах: передача и делегирование полномочий. Передача полномочий представляет такой способ регулирования полномочий государственного органа, при котором какое-либо полномочие государственного органа Российской Федерации (субъекта РФ) исключается из его компетенции и включается в компетенцию государственного органа субъекта РФ (органа местного самоуправления). В отличие от передачи делегирование полномочий предполагает предоставление государственным органом Российской Федерации (субъекта РФ) принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса государственному органу субъекта РФ (органу местного самоуправления) на один раз, на определенный срок или бессрочно.
Наделение субъектов РФ полномочиями федерального уровня обуславливается следующим:
1. Осуществляется только в соответствии с федеральным законом, законом субъекта РФ, договором или соглашением, заключенным между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
2. Должно подтверждаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;
3. Предполагает контроль Российской Федерации за реализацией переданных (делегированных) полномочий;
4. Передачу (делегирование) полномочий только органов исполнительной власти.
Основы разграничения расходных полномочий и доходных источников.
При оценке эффективности межбюджетных отношений важно исходить, прежде всего, из степени достижения их основной цели. ............