Международный аспект пакистано-афганских отношений
пакистанский афганский пуштунистан кашмирский
Пакистан и Афганистан - соседи. У них единая религия - ислам, по преимуществу суннитского направления. Близки они и в этническом отношении: на севере и северо-западе Пакистана проживают пуштуны, которые составляют большинство населения Афганистана. Особенно велика их численность в южных районах, примыкающих к Пакистану. Не так уж давно по историческим меркам это был единый район, населенный пуштунами и белуджами. В 1893 г. по договоренности Кабула и британских властителей Индии этот район был рассечен "линией Дюранда" на две примерно равные части - одна из которых отошла к Афганистану, а другая - к Британской Индии (линия раздела названа по имени Мортимера Дюранда - высшего чиновника англо-индийской администрации, подписавшего договор об этом разделе. Афганистан, не имеющий выхода в открытое море, во многом зависит от условий транзита через Пакистан. В свою очередь, последний в этих же целях использует Афганистан для налаживания торгово-экономических связей со странами Центральной Азии. И Пакистан, и Афганистан бедны природными ресурсами, особенно энергоносителями. Это делает необходимым их кооперацию со странами, обладающими этими сырьевыми продуктами (Туркменистан, Иран). Надо отметить, однако, что в самое последнее время стало известно об открытии в Афганистане богатых нефтяных месторождений, что в будущем может повлиять на обстановку в регионе.
Пакистан и Афганистан - не просто соседи, а страны, имеющие много общих проблем как позитивного, так и негативного характера. К числу последних относится, пожалуй, главный раздражитель их взаимоотношений - проблема Пуштунистана. Возникла она еще до появления государства Пакистан и досталась ему по наследству от колониального периода. Когда встал вопрос о создании Пакистана, афганская правящая элита пыталась добиться пересмотра соглашения о "линии Дюранда", но безуспешно. Заявления Кабула о том, что из двух участников договора 1893 г. остался только один, что делает данный документ потерявшим силу, руководители Пакистана парировали утверждением, что новое государство наряду с Индией является правопреемником бывшей Британской Индии, и все заключенные ею договоры остаются в силе до тех пор, пока не будут отменены или изменены новыми соглашениями.
Афганистан решительно выступал против подобной точки зрения; кстати, он был единственным государством, которое осенью 1947 г. проголосовало против приема Пакистана в члены ООН. Кабул никогда не признавал существования государственной границы с Пакистаном по "линии Дюранда" (более 2400 км), поддерживал сепаратистские движения пакистанских пуштунов, призывая их к созданию независимого Пуштунистана. В свою очередь и Пакистан оказывал помощь оппозиционным элементам в Афганистане. Противники правящих режимов в обеих странах находили соответственно убежище в соседнем государстве. В нужный момент они легко и быстро возвращались на родину.
Полярные подходы сторон к вопросу о Пуштунистане делают его практически неразрешимым. Прошло уже шесть десятилетий, в обеих странах произошли серьезные социальные и государственно-политические изменения, сменились поколения лидеров, но, как говорится, "воз и ныне там". ............