Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29
с углубленным изучением отдельных предметов
Реферат
по литературе Смоленщины
“М.М. Пришвин и Смоленщина”
Выполнила:
ученица 9 Б класса
Осипова Арина
Смоленск 2008
Введение
По странному стечению обстоятельств человек, большую часть своей жизни страдавший от непонимания и мечтавший о далеком будущем Друге -читателе, остается и по сей день самым неизвестным и непрочитанным русским автором. В этих словах нет преувеличения. Другого писателя, с чьим литературным наследием мы незнакомы и наполовину, у нас просто нет. Когда-то его дневники не печатали из-за цензуры, потом из-за того, что не было денег. В самое последнее время дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, но, Боже, как грустна наша Россия!
Тема моего реферата «М.М. Пришвин и Смоленщина». Мне очень понравились некоторые произведения автора, поэтому захотелось узнать больше об этом человеке: что он из себя представлял? Как он жил? О чём писал?
Цель моего реферата - проследить этапы жизни и творчества Пришвина на Смоленщине.
Задачи:
1. Познакомится с автобиографией М.М. Пришвина;
2. Рассмотреть творческое наследие Пришвина Смоленского периода;
3. Оценить вклад Пришвина в развитие Смоленщины;
4. Выявить своеобразие творческой манеры автора.
В исследовательской работе мне помогли следующие издания:
1. Пришвин М.М. Дневники 1920-1922 годов, М., 19636г.
В книге рассказывается о работе Пришвина учителем в Алексинской школе под Дорогобужем, участии в деятельности музея усадебного быта в бывшем имении Барышниковых, требовании на сельскохозяйственной опытной станции в Батищеве. Всё увиденное и пережитое в эти годы осталось на страницах дневника, представляющего для современного читателя ценнейший материал для изучения творчества писателя.
На земле Смоленской
«Из кладовой души моей, из самого сердца - все знакомое, пережитое, близкое»
М. Пришвин
Пришвин приехал в Смоленск в августе 1920 года с мандатом А.В. Луначарского для сбора фольклора.
Как известно, по сложившимся семейным обстоятельствам (переезд на родину жены, невозможность получить земельный участок в глухом лесном краю) и в результате некоторых творческих раздумий он неожиданно стал работать преподавателем русской словесности в школе второй ступени. Она располагалась в селе Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии, бывшем имении помещиков Барышниковых.
Место было получено сразу, без каких-либо препятствий. В свою очередь талантливый писатель, человек большой души и высокой культуры мышления, Пришвин быстро освоился и стал педагогом.
Мы по праву можем назвать его педагогом, а не просто случайным сельским учителем, принадлежащим к числу тех грамотных людей, которые стали работать в новой советской школе. А практика этого своеобразного педагога, некоторые размышления, не утратившие интереса и по настоящее время, весьма показательны. Об этом, прежде всего, свидетельствует очерк «Школьная робинзонада», который появился на страницах февральского номера журнала «Народный учитель» за 1924 год, написанный Пришвиным по свежим впечатлениям и переживаниям нелегкого учительского труда.
Одновременно он заведовал музеем усадебного быта, занимался сбором песен, былин, сказок и писал свой дневник. ............