Часть полного текста документа:Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы Л.Г.Борисова, А.Н.Дахин Конфликт - чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни - между людьми, социальными группами, классами, государствами. Особое внимание конфликтам уделяют ученые-гуманитарии. Термин "конфликт" можно встретить в самых разных науках: истории, этнографии, антропологии, политологии, юриспруденции, экономике, криминалистике. Каждая наука рассматривает конфликтные ситуации в своей предметной области, изучает их функциональные особенности, причины возникновения, оценивает последствия. Педагогика, психология, социология, как и другие науки, имеют свой взгляд и специфические программы изучения конфликтов. Понятие "конфликт" не только носит междисциплинарный характер, на его основе возникла наука конфликтология. На протяжении ХХ столетия проблемы социальных конфликтов не сходили с арены научных и идеологических дискуссий. Вряд ли в ХХI веке снизится интерес к познанию сущности, причин, поводов и способов преодоления конфликтов в человеческом обществе. Возникновение науки конфликтологии свидетельствует о возрастании социальной и научной значимости проблемы конфликтов во всех сферах жизнедеятельности. 1. О понятии "конфликт" Конфликт (лат. coflictus - столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др. Так, например, межличностный (межгрупповой) конфликт можно определить как ситуацию, в которой взаимодействующие люди или преследуют несовместимые цели, или придерживаются несовместимых (взаимоисключающих) ценностей и норм, или одновременно стремятся в острой конкурентной борьбе к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. Внутриличностный (личностный) конфликт - ситуация острого эмоционального переживания, вызванная столкновением примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций у одного и того же человека, с одной стороны, и трудностями выбора, дефицитом воли или других свойств личности, - с другой. Конфликты могут протекать в двух взаимосвязанных формах - противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон (на индивидуальном и групповом уровнях). Поскольку наше исследование касается межличностных (и межролевых) отношений в сфере образования, и мы работаем на стыке педагогики, психологии и социологии, нельзя не отметить, что понятие "конфликт" употребляется нами в широкой трактовке - в него включаются такие явления, как разногласия, противоречивые намерения, несовпадающие установки и экспектации (ожидания), соревнование, конкуренция, враждебность и другие подобные противоречивые отношения и действия. Характер межличностных (и межролевых) отношений проливает свет на внутренний (социально-психологический) механизм, состояние и направление развития сферы образования. ............ |