Содержание
Введение
1. Теоретические основы рынка несовершенной конкуренции
1.1. Теоретическая сущность монополизма
1.2. Виды монополии и их характеристика
2. Развитие монополизма на Российском рынке
3. Антимонопольная политика
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из важнейших условий существования рынка является конкуренция, которая представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи. Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, «отбраковывая» убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнёров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей. [1, с. 151.]
Однако, чтобы постоянно увеличивать прибыль, предпринимателю приходится капитализировать часть получаемой прибавочной стоимости, превращать ее в добавочные средства производства и дополнительную рабочую силу. Это обуславливает рост отдельных предприятий и увеличение масштабов производства, а значит – концентрацию производства и капитала в одних руках, что в свою очередь ведет к образованию монополий.
Кроме того, для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные предприятия прибегают к добровольному или принудительному объединению. Таким образом, парадокс состоит в том, что конкуренция порождает монополию, которая в свою очередь отвергает рынок. [16, с. 593.]
В современной экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются, имеют свои достоинства и недостатки и поэтому вызывают споры и разногласия среди экономистов.
Предметом изучения является собственно монополия как тип рыночной структуры и ее виды.
Объектом изучения служат предприятия и фирмы, которые по определенным признакам относятся к монопольным.
Учитывая вышесказанное, целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ возникновения и развития монополии.
К основным задачам относятся:
- изучение сущности монополии и причин ее возникновения;
- характеристика различных моделей рынка несовершенной конкуренции;
- изучение поведения фирм-монополистов при определении максимальной прибыли и оптимального объема продаж;
- анализ деятельности российских монопольных компаний;
- рассмотрение теории и практики антимонопольной политики государства.
Для решения этих задач в работе были использованы материалы периодической печати, Интернета, учебная литература.
1. Теоретические основы рынка несовершенной конкуренции
1.1 Теоретическая сущность монополизма
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм [3, с. 92].
В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса [3, с. ............