Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Характеристика игровой деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте
1.2 Характеристика игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
1.3 Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
1.4 Мотивы учения в дошкольном возрасте
1.5 Мотивационная готовность к обучению в школе
Выводы по 1 главе
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА МОТИВАЦИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников
2.2 Описание полученных результатов
2.3 Описание программы с использованием сюжетно-ролевых игр
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.
В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
Следует признать, что психологические закономерности развития мотивационной сферы вообще и познавательной мотивации в частности изучены явно недостаточно. Остаются не исследованными вопросы о закономерностях формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития, о роли взрослого и сверстника в ее становлении.
Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей старшего дошкольного возраста в контексте овладения ими учебной деятельностью, а также анализ изменения игровой мотивации в дошкольном возрасте.
Данное положение обуславливается рядом причин. Во-первых, старшие дошкольники находятся в преддверии нового этапа своей жизни, а именно школьного обучения. Поэтому степень сформированности мотивов учения к поступлению в школу может определять их дальнейший успех в учебной деятельности, а как следствие и статусное положение в коллективе, и чувство самоуважения и др.
Во-вторых, ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте выступает сюжетно-ролевая игра. Ввиду этого у этих детей будут преобладать игровые мотивы над учебными, что необходимо учитывать для приобщения дошкольников к учебе.
В-третьих, в дошкольном возрасте, по словам А. Н. Леонтьева, завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка.
Таким образом, проблема формирования и развития мотивации учебной деятельности старших дошкольников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.
Как показывают исследования (Л.С. ............