Часть полного текста документа:Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Факультет музееведения и экскурсоведения Заочное отделение Реферат По предмету: Музееведение На тему: Музейная педагогика. Определение понятия, история, формы работы, перспективы развития. Выполнила: Студентка группы № 203 А/з Шабанова Н.В. Проверила: Шляхтина Л.М. Санкт-Петербург 2003 Содержание. I. Введение............................................................................3 II. История. Формы работы. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина. Перспективы развития. 1) История........................................................................4 2) Формы работы................................................................6 3) Практическая культурно-образовательная деятельность музеев...........................................................................7 4) Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина.....................................................................11 5) Перспективы развития.......................................................13 III. Заключение......................................................................15 IV. Список литературы............................................................16 I. Введение. В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления нового для российских специалистов понятия "музейная педагогика". Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980-90-ые годы в российском музееведении дефиниция "музейная педагогика" обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в МП черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения новой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом, МП по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу- с педагогикой и шире- с психологией. Подобно общей педагогике, МП не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно- педагогические программы. В силу своего междисциплинарного характера МП как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин - например, "музейный предмет", "музейная культура", "музейная коммуникация", "воспитание", "дидактика", "музейное образование", "музейный педагог", "визуальное мышление". Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые акценты. II. История. Формы работы. Практическая культурно-образовательная деятельность музеев. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина. ............ |