Часть полного текста документа: Налоговая система России периода нэпа. В первые месяцы после Октябрьской революции делались попытки наладить нормальное налогообложение, возродить финансовую систему, но попытки эти в силу реальной обстановки не вышли за рамки общих пожеланий. Очень скоро финансовая политика Советской власти перешла от попыток возродить обложение доходов к изъятию самих капиталов, причем изъятие это нередко оформлялось в виде специфических революционных налогов, контрибуций и т.д. Экспроприация капитала через финансовые рычаги шла параллельно с прямой экспроприацией средств производства и, понятно, не могла дать сколько-нибудь весомых результатов. Вместе с тем, изымая все излишки, все превышение доходов над минимальным уровнем потребления, чрезвычайные налоги подрывали всякий стимул к активной деятельности, инициативе, предпринимательству. Между тем дезорганизация финансовой системы, начавшаяся еще в годы мировой войны, продолжалась. В условиях бешеной инфляции теряли смысл не только прямые налоги, но и акцизы, которые были окончательно отменены в январе 1920 г. В начале 1921 г. была декларирована отмена всех денежных налогов и сборов. Эмиссионное финансирование государственного хозяйства ограничивалось лишь нарастающей натурализацией хозяйственных отношений.1 Переход к нэпу потребовал восстановления финансовой системы, нормального налогообложения. Сначала мыслилось осуществлять налогообложение как государственных, так и кооперативных и частных торговых и промышленных предприятий на общих основаниях, в соответствии с одними и теми же принципами, одними и теми же законодательными актами. Но скоро обнаружилось, что для этого нужна определенная трактовка статуса государственного предприятия, определенное обособление доходов государственного предприятия от доходов казны. Между тем если рассматривать государственное хозрасчетное предприятие (трест) как нижнюю ступень государственного управляющего аппарата, если полностью отождествлять государственным аппарат и принадлежащее государству предприятие, то исчезает объект обложений самостоятельный доход предприятия. Весь доход предприятия выступает как доход казны, и налогообложение неизбежно замещается распределением прибыли государственными инстанциями в соответствии с целесообразностью, но не в соответствии с законом. Именно такое распределение мы и имели на протяжении многих десятилетий, негативные его последствия всесторонне освещались в экономической литературе.2 Опыт 20-х годов интересен в том отношении, что он показывает, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность национализированных предприятий от государственного аппарата управления. Это обособление было необходимо не только для построения правильного налогообложения, но и для создания нормального механизма перелива капитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов. Первые шаги в этом направлении в 20-х годах были сделаны, а именно делались попытки организовать национализированные предприятия как акционерные общества, работающие на государственном капитале, но попытки эти очень быстро сошли на нет. Как развивалась хозяйственная практика в 20-х годах? Уже в середине 20-х годов инстанции государственного аппарата (наркоматы, главки, синдикаты) свободно распоряжались не только прибылью трестов, но и их капиталами и производимой ими продукцией, директивно вмешивались во внутреннюю жизнь хозрасчетных предприятий. ............ |