Часть полного текста документа:Научные проблемы кораблестроения и их решение И.Г. Захаров, доктор технических наук, профессор, контр-адмирал; В.В.Емельянов, кандидат технических наук, капитан 1 ранга; В.П. Щеголихин, доктор технических наук, капитан 1 ранга; В.В. Чумаков, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы Создание современного корабля основывается на достижениях многих наук, и, прежде всего на науках, изучающих мореходные характеристики корабля, архитектуру и прочность его корпуса, проблемы защиты от поражающего воздействия оружия, вопросы взрыво- и пожароопасности, скрытности от средств обнаружения по физическим полям, а также обеспечения обитаемости и многие другие качества корабля. Рекомендуемые при проектировании, строительстве кораблей технические идеи и конкретные решения должны отвечать уровню развития техники не только текущего периода, но и прогнозируемого на последующие 10-20 лет. Именно поэтому во всем цикле создания кораблей особенно важная и ответственная роль отводится решению различных научных проблем кораблестроения, направленных на улучшение боевых и эксплуатационных качеств надводных кораблей и подводных лодок. Непотопляемость и остойчивость Основы теории и практики непотопляемости кораблей были заложены в начале ХХв. замечательным русским флотоводцем и ученым вице-адмиралом С.О.Макаровым, которые затем развил академик А.Н.Крылов. Основоположником современной отечественной школы непотопляемости кораблей по праву считается видный ученый-кораблестроитель контр-адмирал В.Г.Власов. В практику борьбы за непотопляемость корабля внесли значительный вклад Д.В.Дорогостайский и Г.Е.Павленко. В конце 40-х - начале 60-х годов встал вопрос о том, какой из методов спрямления корабля, получившего повреждение корпуса с затоплением части отсеков и имеющего значительный крен и дифферент, рекомендовать для внедрения на флоте. Проведенная по инициативе 1-го Центрального научно-исследовательского института (1-гоЦНИИ) ВМФ в 1953г. научная конференция по вопросам живучести кораблей приняла решение начать натурные испытания по спрямлению кораблей. Специальная комиссия, в которой участвовали видные флотские ученые 1-гоЦНИИМО, Военно-морской академии (ВМА) им.А.Н.Крылова, Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища (ВВМИОЛУ) им.Ф.Э.Дзержинского и специалисты промышленности, провела уникальные опытовые учения в Кронштадте по спрямлению крейсера "Максим Горький" и эсминца "Строгий". На кораблях подвергались фактическому затоплению намеченные отсеки. В результате успешно проведенных испытаний комиссия единогласно признала наиболее целесообразным способ спрямления, предложенный В.Г.Власовым. Принципиальной особенностью этого способа являлось определение потребного спрямляющего момента и на этой основе подбора отсеков, используемых для спрямления в условиях, когда нет достоверных сведений о затопленных помещениях корабля. Такие условия в максимальной степени отвечали условиям борьбы за живучесть корабля в боевой обстановке. В этом отличие от ранее предложенного А.Н.Крыловым способа и его практическая ценность. Приказом по флоту опробованный способ спрямления кораблей был введен в действие. Натурные испытания на эсминце "Сообразительный", проведенные в 1949г. ............ |