Студ. Канукова Д. С., ст. преп. Цориева Е. С.
Кафедра правовых дисциплин.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Легализация преступных доходов стала глобальной угрозой экономической и политической безопасности, в связи с чем данный вид преступной деятельности находится в центре внимания правоохранительных и финансовых органов практически всех стран мира.
Учитывая возрастающие масштабы легализации преступных доходов, наносящие ощутимый ущерб не только экономике отдельных стран, но и мировой экономике в целом, в решение вопросов противодействия этому явлению включились Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие международные и региональные объединения государств. Одним из важнейших итогов работы ООН стала принятая 19 декабря 1988 г. в Вене Конвенция «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (Венская конвенция) [1], которая оказала мощное воздействие на дальнейшее развитие процесса противодействия отмыванию преступных доходов. Нормативно-правовой основой установленного в РФ запрета на отмывание преступных доходов стала также Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) [2]. Эти Конвенции привлекли внимание стран-членов ООН и Совета Европы к проблеме легализации, показав необходимость пересмотра стратегии борьбы с преступностью и выделения в самостоятельное направление все более обостряющейся проблемы отмывания «грязных» денег. Именно с конца 90-х гг. XX в. термин «отмывание» стал юридическим понятием.
Решением рассматриваемой проблемы, принимая во внимания ее губительное влияние на мировую экономику, была обеспокоена и «семерка» ведущих стран мира. Чувствуя угрозу своим национальным интересам и осознавая сложность выявления «отмытых» в международной финансовой системе денег, развитые государства пришли к выводу о необходимости выработки коллективных мер борьбы с этим явлением. Последним крупным мероприятием двадцатого столетия, проведенным ООН, стала политическая конференция высокого уровня для подписания Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Конференция проходила 12 – 15 декабря 2000 г. в г. Палермо, Италия. В принятой Конвенции особое внимание уделено мерам по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем.
Проблема легализации преступных доходов обсуждалась также в ходе проведения пленарного заседания Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) 25 – 27 февраля 2004 г. в г. Париже (Франция). ФАТФ проводит ежегодные встречи, чтобы проанализировать методы и тенденции отмывания преступных доходов. Основная цель этой работы состоит в том, чтобы получить материалы, которые помогут лицам, формирующим политику ФАТФ, в разработке и совершенствовании стандартов по противодействию отмыванию преступных доходов. Высшей точкой дискуссий ФАТФ является совещание экспертов 17 и 18 ноября 2003 г. в г. Оахаке (Мексика), в котором приняли участие 35 юрисдикций, в том числе представители стран-членов ФАТФ [3].
Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, впервые была введена в российское уголовное законодательство в 1996 г. ............