М.Найдорф
Mark I. Naydorf. On Sensegiving Situation (by the example of “Tatjana’s letter to Onegin” from Pushkin’s “Eugeny Onegin”).
Данная работа должна помочь изучению темы «Смысл и значение», одной из самых трудных в курсе теории культуры. В статье обсуждаются условия, которые предопределяют как смысл данного пушкинского фрагмента, возникающий в индивидуальном сознании читателя, так и его значение, сохраняемое в безлично-культурной форме.
This article treats about conditions which predetermine both a certain sense of the text as formed in an individual reader’s mind and the meaning of the same text preserved in an impersonal cultural form.
I.
Письмо (послание, эпистола) – сообщение, имеющее конкретного (индивидуального или коллективного) адресата. Письма могут быть официальные (служебные) и частные. На грани XVIII-XIX вв. частная переписка была очень модной. Ее привлекательная сторона состояла в том, что в частном письме автор может выразить (утвердить) свою индивидуальное отношение к событиям и явлениям мира, выразить свои собственные оценки, чувства, понимания вещей. Письмо позволяет это делать свободно, без излишних опасений, т.к. читателем его является избранное лицо или круг лиц, которым оно адресовано. По сравнению с устным высказыванием, письмо позволяет выразиться более продуманно и точно. В эпоху А.С.Пушкина форма письма была подхвачена литературой. Письмо стало основой весьма распространенного жанра «роман в письмах» (иначе: «эпистолярный романа»).
Роман «Евгений Онегин» несет на себе некоторые следы этого литературного увлечения. Пушкин в романе не раз обращается к читателю как «избранному», приближенному к автору адресату своего сообщения, тем самым сближая временами роман в целом с личным посланием. Но в романе «Евгений Онегин» автором выделены два письма – Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Читатель должен почувствовать разницу между посланиями: романом и письмами в нем.
II.
Анализируя смысл «Письма Татьяны к Онегину», нужно исходить из того, что письмо это – сочинение А.С.Пушкина, его авторский поступок. На первый взгляд кажется, что для формирования у читателя определенного представления о персонаже, например, о Татьяне Лариной, автору достаточно дать ее описательную характеристику. Но для создания художественного (романного) пространства, автор должен построить взаимодействие его участников. Письмо – это поступок Татьяны в рамках романа. Следовательно, данное «Письмо» включено одновременно в две ситуации и поэтому имеет два смысла: как письмо в составе адресованного читателю романного текста и как письмо персонажа – персонажу (Татьяны к Онегину) в рамках романного пространства. Вводя письмо в состав романа, Пушкин тем не менее подчеркивает его «внероманную» достоверность: «Письмо Татьяны предо мною;/ Его я свято берегу». Таким образом, в вымысел романа как бы внедряется цитата, документ «из жизни» персонажа, уже имеющего собственную линию развития (свой человеческий смысл). Две воли, два действия (автора и персонажа), две ситуации и два смысла в Письме переплетены и тем сильнее провоцируют активность читателя ко взаимодействию с «реальностью» этого сложно сконструированного вымысла.
III.
Смысл – это соотносительное свойство, которое тот или иной феномен (здесь – письмо Татьяны) приобретает из-за своей включенности в человеческую деятельность. Смысл и значение – синонимы. ............