О СОМНИТЕЛЬНОЙ СЪЕДОБНОСТИ "ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА" И ПРОЧИХ КАЗУСАХ ЗАКОНА О ТУРИЗМЕ
Отношения, возникающие между путешественником и туристической компанией, призван регулировать Закон Республики Беларусь от 25.11.1999 "О туризме" (далее - Закон). Однако некоторые его положения вызывают недоумение, поскольку находятся в противоречии с другим законодательством, обладающим к тому же преимущественной силой по отношению к этому Закону.
Прежде всего, обращает на себя внимание присутствие в Законе слов и выражений, несвойственных акту гражданского законодательства, например "туристский продукт". Мало того, что рассматриваемый акт узаконил выражение, до недавнего времени считавшееся исключительной принадлежностью профессионального арго работников туристических компаний, он еще и ввел в употребление понятие, противоречащее Гражданскому кодеку Республики Беларусь (далее - ГК) и не признаваемое наукой гражданского права. В ст. 128 ГК, содержащей перечень объектов гражданских прав, отсутствует упоминание о каких бы то ни было "продуктах", в отличие от вещей, работ, услуг и имущественных прав. По мнению же авторов Закона, "туристский продукт" на самом деле является "комплексом услуг, необходимым для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемым в период его путешествия и в связи с этим путешествием" (ст. 1).
Предполагается, что реализация этого загадочного "продукта" осуществляется на основе туристского договора, т.е. "соглашения между туроператором или (и) турагентом и туристом об установлении, изменении или прекращении гражданских прави обязанностей по купле-продаже туристского продукта" (ст. 1 Закона). Юридическая логика бессильна перед этой бессмысленной законодательной конструкцией. Дело в том, что договор - это и есть соглашение об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 390 ГК). Одним из многочисленных видов таких соглашений является договор купли-продажи.
Реально ли купить "туристский продукт"?
Распространение на правоотношения между туристом и турагентом правового режима розничной купли-продажи может привести к неожиданным последствиям. Так, из п. 1 ст. 396 ГК следует, что договор розничной купли-продажи является публичным. Это означает, что цена товара устанавливается одинаковой для всех потребителей (при отсутствии льгот для отдельных их категорий), причем коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности его исполнения, а также оказывать предпочтение одному лицу перед другим (если иное не предусмотрено законодательством).
Предложение, сделанное потенциальным туристам в месте "продажи турпродукта" (в офисе турфирмы или на выставке) путем предоставления им каталогов или иной письменной информации о туре, является публичной офертой (ст. 407 и 464 ГК). Обращение к турагенту туриста, получившего такое предложение, может быть признано акцептом. Как следствие, у туриста возникает право требовать от турагента заключить и исполнить договор именно на условиях, указанных в публичной оферте. Поэтому указание в качестве рекламного трюка или по недосмотру заниженной цены тура в каталоге или листовке может привести к тому, что настойчивый турист непременно найдет правовой механизм понуждения турагента к заключению с ним договора именно на условиях первоначального предложения, как бы невыгодно это ни было турагенту. ............