Часть полного текста документа:О всеобщем и обязательном обучении Каптерев П. Ф. Из социально-педагогических вопросов в новой русской педагогии весьма видное место занимает вопрос о всеобщности и обязательности начального обучения. Над ним много работали земство, частные общества, отдельные лица и правительство. Почти всю вторую половину прошлого столетия этот вопрос не сходил со страниц русской литературы, обсуждался в обществах, был предметом множества проектов и ожесточенных споров. "В первых же заседаниях земских собраний, преисполненных идеализма и веры в светлое будущее, поднят был фантастический для того времени вопрос о введении всеобщего образования. Еще не было учителей, не было школ и средств, а уже были мечты об осуществлении всеобщего образования. Их создавали примеры Западной Европы и острая боль стыда за "темную Россию"" 1. Была и еще причина - крайняя нужда в образовании, остро почувствовавшаяся после 19 февраля 1861 года и побуждавшая раздумывать о всеобщем народном образовании не только земства, но даже правительство. Вскоре после освобождения крестьян от крепостной зависимости правительством признано было необходимым разработать общий план устройства начальных училищ всех ведомств в империи ввиду тесной связи этого вопроса с приведением в исполнение крестьянской реформы. Был образован комитет из представителей всех ведомств, у которых были начальные училища, результатом трудов его и явился "Проект общаго плана устройства народных училищ". Проект никогда не был осуществлен, тем не менее изложенные в нем начала заслуживают внимания. В основу "Проекта общаго плана" положено признание необходимости общего образования для всех и вытекающей отсюда повсеместности устройства училищ в количестве, соответствующем потребностям населения. Обучение признавалось бесплатным, а сами школы, принадлежавшие разным ведомствам, объединялись и в учебном отношении подчинялись Министерству народного просвещения. Определялась общинная обязательность устройства школ: в городах на каждые 1000 душ мужского населения полагалось не менее одного народного училища, в городах с населением менее тысячи душ мужского пола - хотя бы одно народное училище, а в селах каждый приход обязывался иметь по крайней мере также одно народное училище. В случае же недостаточности приходов, отдаленности их и т. п. общества обязывались вместо школы нанимать вольного учителя для бесплатного обучения детей в отведенной квартире, в сборной избе или у очередного хозяина. Для покрытия расходов по устройству и содержанию училищ устанавливался общий обязательный сбор. Вместе с установлением общинной обязательности по устройству училищ предоставлялся широкий простор частной инициативе. В § 73 проекта сказано: "Независимо от училищ, учреждаемых на счет обществ, предоставляется всякому частному лицу открывать в городах и селах народные училища и школы грамотности в тесном смысле слова, также устраивать воскресныя школы, не испрашивая на это разрешения". А в объяснительной записке между прочим сказано: репрессивные меры не предупредят зла, если оно есть, а лишь сделают его скрытым. Лучше строже вести надзор, но всем дать свободу открывать школы и учить. По открытии школы требовалось только доводить до сведения властей о вновь возникшем училище. ............ |