Обратимся теперь к краткому анализу другой, гораздо более важной, «мифологемы» швейцарской истории - а именно, к разбору «Союзной грамоты» 1291 года. 15 июля 1291 года в городе Шпайер умер король Рудольф IV фон Габсбург. Весть о его кончине относительно быстро добралась до самых отдаленных уголков Империи, и, тем не менее, вряд ли можно утверждать, что всего несколько недель спустя уже появился документ, отреагировавший на смерть монарха и зафиксировавший стремление отдельных земель сохранить свою независимость в условиях отсутствия центральной власти.
Даже если учесть, что этот документ, а имеется в виду, разумеется, «Союзная грамота» 1291 года, был создан «incipiente mense Augusto» («im Anfange des Monats August» - «в начале месяца августа»), то есть не сразу 1 августа, а несколько дней спустя, то и тогда между прибытием новости о кончине Рудольфа и созданием «грамоты» остается слишком мало времени для того, чтобы с полной уверенностью рассматривать эти события в качестве звеньев одной причинно-следственной связи. Можно предположить, что переговоры, приведшие к подписанию «грамоты», были начаты загодя, с учетом возможных изменений на имперском троне, однако и тогда понятно, что широкие «народные массы» участие в выработке пунктов «Союзной грамоты» принять не могли.
Совершенно не ясен вопрос, где был создан этот документ. Тот факт, что первой на «грамоте» находилась печать «земли» Швиц (сейчас печать отвалилась) еще ничего не говорит о месте е написания, хотя можно предположить, что случилось это, скорее всего, в городе Бруннен, связанном прямым корабельным сообщением сУри и Нидвальденом.
«Союзная грамота» 1291 года содержит следующий текст:
«Во имя Господа аминь! Почтенен и добропорядочен труд и служит общественному благу, коль скоро договоры, служащие (делу) мира и спокойствия, сохраняются в надлежащей форме».
1. «Пусть же узнает каждый, что люди (жители) долины Ури, общины долины Швиц и сообщество людей (жителей) Унтервальдена, входящее в состав Нидвальдена, перед лицом коварства (нынешнего) времени, и с тем, чтобы легче защищать и сохранять в надлежащем лучшем состоянии себя и свое имущество, в твердой верности пообещали себе поддерживать друг друга помощью, любым советом и содействием, имуществом и жизнью, как внутри долин, так и во вне их, со всей властью и силой, против групп или отдельных лиц, стремящихся им, или кому-то из них, учинить насилие, причинить беспокойство или неправду, или сотворить зло против их жизни и имущества. И еще пообещала каждая из общин, немедленно оказать помощь другой настолько, насколько помощь оказалась бы необходимой, причем за свой счет и в том объеме, который был бы необходим для того, чтобы противостоять нападению злодеев и иметь возможность отомстить совершенную несправедливость».
2. «Кроме того, они дали друг другу братскую (кровную) клятву исполнять этот договор без всяких задних мыслей, возобновив, тем самым посредством нынешнего союза, содержание более раннего, клятвенно заверенного, соглашения...».
3. «...при том, однако, мнении, что каждый, соответственно своему положению, своему господину достойно подчиняться и служить должен».
4. «На основании совместного совета и единодушного согласия заключили мы, постановили и пообещали друг другу, что в вышеупомянутых долинах никогда не признаем и не примем в качестве судьи того, кто получил свой пост благодаря каким-либо услугам, либо на основании уплаченной суммы денег, и не является нашим соотечественником».
5. ............