Реферат
Общественно-политические взгляды просветителей Башкортостана
Введение
Во второй половине XIX века, после упразднения в 1865 году кантонной системы управления, начинается новый этап в развитии общественной мысли Башкортостана. Этот период с полным на то основанием может быть назван эпохой башкирского просвещения, которая охватывает историческое время с 60-х годов XIX столетия до начала ХХ века. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения были М.Бекчурин (Биксурин), А.Куватов, Б.Юлуев, М.Уметбаев, М.Акмулла, Р.Фахретдинов, М.Баишев, Ю.Бикбов и др. Если характеризовать башкирское просветительство в целом, его интеллектуальный потенциал определяется, во-первых, ориентацией на проблему человека, а отсюда и абсолютизация роли морально-этического фактора как важнейшего средства общественного прогресса.
Во-вторых, башкирское просветительство выделяется своей слабой обращенностью к политическим проблемам, в нем почти не затрагиваются национальный вопрос, национальное самоопределение и национальный суверенитет.
В-третьих, башкирское просветительство было устремлено к национальному самопознанию, чтобы лучше узнать свой народ. Этим объясняется увлечение многих просветителей этнографией и фольклором. Они пишут исторические статьи, публикуют песни, легенды, пословицы и поговорки.
В-четвертых, нельзя не отметить, к сожалению, известного отставания башкирского просвещения от просветительства казахов (чего стоят, например, труды Чокана Валиханова!), бурят (Доржи Банзаров), татар (Ш.Марджани и К.Насыри), чувашей (К.Иванов), объяснением чему служит история народа — непрерывные восстания в течение двух веков (XVII—XVIII), кантонная система управления, ломка традиционных устоев и образа жизни вследствие обезземеливания, приведшие к внезапному переходу от преимущественного скотоводства к земледелию. Все названные особенности общественной мысли так или иначе отражены в сочинениях башкирских просветителей.
1. Истоки башкирского просветительства, его особенности
Разложение феодальных структур и формирование капитализма, сопровождающиеся переменами в общественной жизни и культуре, способствовали возникновению в Башкортостане во второй половине XIX - начале ХХ вв. просветительского движения, в котором выделяются два крыла: религиозно-реформаторское и демократическое направление.
В конце XIX - начале XX века исламские традиции играли значительную роль в бытовой жизни башкир. В религиозных праздниках и обрядах башкир Прикамья проявляются общемусульманские традиции. К ним можно отнести ежедневное пятикратное совершение молитвы намаз, соблюдение в месяц рамазан поста ураза, во время которого запрещается употреблять пищу в дневное время (от восхода до заката солнца). Пост завершался праздником Ураза бэйрэм, который являлся одним из самых главных религиозных праздников. Через два с небольшим месяца отмечался праздник Корбан бэйрэм. Он совершался в честь умерших, поэтому главным было принесение жертвы умершим родственникам. Среди татар и башкир Прикамья отмечались также Мэулид и Гашурэ (Ашурэ) бэйрэм.
Религиозные ритуалы совершались и во время семейных обрядов. Мулла совершал обряд имянаречения, проводил бракосочетание, совершал необходимые ритуалы в похоронной обрядности. Среди пермских татар и башкир получила распространение книжность, найдены рукописные религиозные книги XV-XIX веков. ............