Введение
Актуальность темы исследования. Исследования проблем предупреждения и пресечения участковым уполномоченным милиции административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, обладают постоянной актуальностью, поскольку непосредственно связаны с имеющимся уровнем развития человечества.
Социальные ценности, становясь объектом охраны со стороны права, приобретают характер правовых, занимая определенное место в их общей системе, иерархии. Оптимальной является ситуация, когда иерархия социальных ценностей соответствует иерархии правовых норм, охраняющих эти ценности.
Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделённой лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.[1]
Перестройка всех сторон жизни, радикальная экономическая реформа, последовательная демократизация и гласность, органически связанные с укреплением дисциплины и законности, требуют решительного противодействия любым нарушениям правопорядка. Вследствие этого необходимо поднять на качественно новую ступень борьбу с правонарушениями и преступностью, осуществляемую как основными субъектами профилактики административных правонарушений и преступности, так субъектами, оказывающими последним содействие в предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. К таким содействующим субъектам относится и служба участковых уполномоченных милиции.
Проводимые в последние годы реформы в социальной сфере в определенной степени характеризуются логической непродуманностью и непоследовательностью. Некоторая поспешность их принятия и проведения, в ряде случаев, к сожалению, приводят к нежелательным последствиям, среди которых представляется необходимым выделить общее количество ежегодно совершаемых подростками административных правонарушений. В условиях построения правового государства в нашей стране обозначенная проблема приобретает особую актуальность.
Прежде всего надо определиться с понятийным аппаратом, а кого же следует понимать под этим термином. «Несовершеннолетний, – отмечается в специальной литературе, – тот, кто не достиг определенного возраста, с которого закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т.е. возможность реализовать в полном объеме предусмотренные Конституцией и другими законами страны субъективные права, свободы и юридические обязанности. Возраст совершеннолетия не является универсальным для всех государств мира. Обычно – это 18 лет. Но есть страны, где совершеннолетними считаются лица, достигшие возраста 15, 20 лет и даже 21 года. Поэтому когда о возрастной группе несовершеннолетних идет речь в международно-правовых актах, обычно границей совершеннолетия указывается 18 лет, после чего делается оговорка: «если иной возраст не установлен национальным законодательством». Именно так определяют совершеннолетие Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила ООН 1984 г.)»[2].
Необходимо отметить, что для участкового уполномоченного милиции деятельность по предупреждению и пресечению административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не является профилирующей. ............