Часть полного текста документа:Организация ранней помощи детям с неврологической патологией в условиях коррекционного центра В.А. Жарова Сегодня в Ярославле каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных (около тысячи детей в год). Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. Из 4500 детей, рожденных в Ярославле в 2002 году, таких детей 1068, что составляет 23,7%. Эти синдромы у детей могут не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии констатируют обычно не более чем у 10% детей. Проблема ранней диагностики и коррекции развития обусловлена рядом противоречий: - с одной стороны, увеличением числа новорожденных с неврологической патологией, с другой стороны, недостаточностью специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений; - с одной стороны, приоритетом медицинских служб, с другой стороны, отсутствием ранней психолого-педагогической и социальной поддержки детям с неврологической патологией; - с одной стороны, педагогической неграмотностью большинства родителей, с другой стороны, отсутствием системы психолого-медико-педагогических консультаций и специальных учреждений, обеспечивающих квалифицированными рекомендациями специалистов; - с одной стороны, необходимостью раннего выявления детей с неврологической патологией, с другой стороны, отсутствием системы раннего обнаружения детей группы риска. - с одной стороны, достаточным количеством издаваемой литературы по раннему возрасту, с другой - невозможностью ее использования без консультации специалистов. Анализ зарубежных и отечественных статистических данных и имеющихся программ сопровождения детей раннего возраста показал острую необходимость и возможность разработки и апробации системы коррекционной помощи детям раннего возраста с неврологической патологией. Мы предполагаем, что ранняя психолого-педагогическая помощь позволит ослабить или предотвратить последствия неврологической патологии, если: - организация и содержание программы коррекционной помощи будут соответствовать потребностям ребенка с неврологической патологией и его семьи; - при реализации содержания программы сотрудники центра и родители будут готовы работать междисциплинарной командой; - сотрудники центра, родители, медицинские работники и общественность осознают значимость ранней помощи детям с неврологической патологией и будут иметь готовность к работе с детьми раннего возраста; - родители, получившие помощь в кор-рекционном Центре, будут активно реализовывать в жизнь полученные знания и умения, добиваться положительной динамики в развитии ребенка; - организация, содержание и структура программы будут строиться с учетом как общедидактических принципов, так и специальных. К специальным принципам мы относим следующие: - Принцип добровольности предполагает добровольное обращение родителей в Центр за оказанием помощи ребенку и семье. - Принцип конфиденциальности: предусматривает нераспространяемость информации о семье и особенностях ребенка за рамки Центра и не используется в дальнейшей работе с семьей другими организациями без согласия родителей. - Принцип семейно-центрированности позволяет предоставить малышу возможность обретения раннего социального опыта взаимодействия с матерью и другими членами семьи, необходимого для дальнейшего социально-эмоционального развития при взаимодействии сотрудников центра и родителей. - Принцип междисциплинарности обеспечивает психолого-медикопедагогиче-ское сопровождение ребенка и семьи, осуществляемое при взаимодействии специалистов Центра, действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального сотрудничества. - Принцип гуманистической направленности педагогического процесса требует принять ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития, способствовать максимальной реализации его возможностей, а также уважать личность родителей, проникнуться их ощущениями и переживаниями. - Принцип рефлексивной позиции предусматривает систематический самоанализ, адекватность самооценки специалистов, способность к оптимальному принятию решений. ............ |