Часть полного текста документа:Ортодизайн или несколько предложений по конструированию полосы с использованием геометрических структур Владимир Лаптев С давних пор человечество стремилось к систематизации получаемых знаний, с последующим построением различных мирозданий - попросту схем, в которые как в прокрустово ложе укладывали новые знания. А когда этого сделать не удавалось - меняли мировоззрение. Так на смену трем слонам, поддерживающим земную твердь, пришла геостационарная система Птолемея. А в 1543 году Коперник упразднил и ее, объявив о гелиостационарном устройстве Солнечной системы. В искусстве накопление знаний не приводит к революционным преобразованиям стилей. Существование одних почти не угрожает развитию альтернативных течений. Так конструктивизм какое-то время уживался с ар деко, а швейцарский стиль с "новой волной". В 1970-80-х основным направлением графического искусства считался модернизм, а постмодернизм - лишь его альтернативой. Если модернизму второй половины ХХ века был свойственен радикализм, безусловное следование своду правил и схем, то постмодернизм был объявлен открытым для эксперимента. Его задачей было показать, что модернизм не тождественен современному искусству, что есть некий "зазор между современным вообще и модернизмом". По утверждению английского критика Дилнота авторитаризму и нетерпимости международного стиля противопоставлялась постмодернистская амбивалентность [1]. Под нож постмодернизма попали многие правила и структурные основы графического дизайна. Была подвергнута сомнению сама связь искусства и точных наук. Хотя история их взаимоотношений уходит корнями в тысячелетия прошлого. Попытки определить идеальные пропорции, поиски "формулы красоты", геометрического совершенства занимали и древних, и современников ХХ века. Ле Корбюзье в своей книге "Towards A New Architecture" (1931) писал: "Геометрия - язык человека, она обнаруживает ритмы, ритмы очевидные глазу и ясные в своих отношениях друг с другом. И эти ритмы - в самом корне человеческих действий". А Макс Билл в 1949-м заявил, что "развить художественный вкус можно на основе математического размышления". На проблеме соотношения геометрических и изобразительных сторон художественной формы строятся многочисленные рассуждения о композиции, она постоянно выражается в колебаниях искусства от подчеркнутого геометризма к изобразительности и символике, воплощаясь, то в "поэтике прямого угла", то в эстетике художественного знака. Эль Лисицкий в 1919 году попытался обосновать геометрические основы искусства: 1. Геометрия уже в древности играла ведущую роль в технологии изготовления скульптурных, архитектурных и живописных произведений. 2. Законы симметрии с давних пор служили основой построения орнамента и правильных фигур. На этих законах строилось философское понимание красоты. 3. Методы проективной геометрии всегда использовались для построения изображения трехмерных тел на плоскости, причем перспектива, известная уже античности, получила в Новое время строгое математическое обоснование [2]. Схематизация, как и систематизация, являются условием человеческого освоения мира. Само построение предметов и подобий предполагает схематизацию. ............ |