Часть полного текста документа:Основные черты философии ориентации Уже сам Кант применил в своей маленькой работе "Что значит ориентировать себя в мышлении?" с 1786-го года понятие ориентации к критике разума. Еще до этого Мозес Мендельсон ввел понятие ориентации, почти незаметно и не в терминологическом смысле, в дискуссию, чтобы смирить свой спор о спинозизме, спор между разумом и верой. Поскольку казалось, что обе стороны непримиримы в этом споре, "ориентация" должна была служить инстанцией для решения между ними. Мозес Мендельсон признался, что спекулятивный разум легко можно ввести в софистику. Поэтому его "дело" состоит только в том, чтобы "исправить претензии здравого смысла и как можно больше их преобразовать в разумное познание. Пока здравый смысл и спекуляция находятся во взаимном согласии, я следую их руководству. Но если они раздваиваются, я стараюсь ориентироваться" - именно ориентироваться на основе "здравого смысла", от которого спекулятивный разум "слишком далеко отдалился". Когда опираются на здравый смысл, тогда нечто странное вроде спинозизма не может возникать и поэтому и не может быть спор о нем. Кант не хотел ограничить дело здравым смыслом. Ведь так называемый здравый смысл является, как Кант писал еще за несколько лет до этого в своих "Пролегоменах", всегда последней "помощью в беде", на которую человек ссылается "в качестве оракула", "когда он уже ничего умного для своей защиты не знает". Поэтому здравый смысл как средство ориентации в делах разума уже не годится. Но тем не менее остается, как сказал Кант, "максима необходимости ориентироваться в спекулятивном применении разума". "Ориентация" во времена Канта была иностранным словом, произошедшим из французского языка. Его применяли в географии в смысле "правильно соотнести схему с частями света". Кант расширил это понятие до сферы философии, завершая двойное абстрагирование, сначала от географического к математическому потом от математического к логическому употреблению. В математическом применении он абстрагировался от "направлений мира", от стран света Восток-Запад, Север-Юг, в логическом он абстрагировался от пространственных направлений вообще, право-лево, вперед-назад, верх-низ. В результате получилась ориентация только в мышлении. Вместе с этим Кант заметил, что уже пространственная ориентация отнюдь не в распоряжении мышления: мышление может от нее освободиться, но оно не в состоянии ее схватить: невозможно различить "направления в пространстве" логическими средствами. Для этого понадобится, как сказано в статье об ориентации, "субъективная основа различения" или "субъективный принцип". Кант называет различение правого и левого "чувства", которое разум во всех объективных познаниях, во всех познаниях предметов в пространстве и времени должен предполагать. Он, вопреки всей своей автономии, не в состоянии ориентироваться в пространстве и времени, он "нуждается" в ориентации сверх себя на нечто превосходящее его". Таким образом у Канта понятие ориентации сопровождает и охватывает понятие разума. Ориентация превышает разум; она является понимающей работой в до- и внеразумных пограничных условиях. Она невозможна без разума; но и разум без нее беспомощен. Сегодня понятие ориентации вытеснило в повседневности, политике и философии (по крайней мере в немецком языке) почти везде понятие разум. ............ |