ФГОУ ВПО
Петрозаводская государственная консерватория (институт) им. А.К. Глазунова
Реферат
Основы вокальной техники
Выполнила студентка:
Петрова Марина Анатольевна
Петрозаводск
2009
Содержание
1. Основы вокальной техники
1.1 Органы дыхания и их функции
1.2 Типы дыхания и их характеристики
1.3 Опора дыхания звука
1.4 Строение голосового аппарата
1.5 Функции голосовых связок и контроль их работы
1.6 Резонаторы, их функции и роль в звукообразовании
Список литературы
1. Основы вокальной техники
Пение – важнейшее проявление
человеческой натуры, потому, что оно представляет
собой выражение чувства, страстей, работы воображения,
мыслей, тесно связанных с физиологией человека.
Дж. Лайри-Вольти
1.1 Органы дыхания и их функции
Как известно, к органам дыхания относятся:
o нос, рот - верхние дыхательные пути;
o дыхательное горло; гортань, трахея;
o бронхи, легкие, грудная клетка;
o диафрагма, нижние ребра, межреберные и брюшные мышцы.
Диафрагма – подвижная мышечная перегородка грудной и брюшной полости: вместе с нижними ребрами, межреберными мышцами образует дыхательные "мехи", создающие давление воздушного столба под связками, глубину дыхательной опоры звука. Главное их назначение в системе дыхания – обеспечить по усмотрению поющего предельно краткий вдох и насколько возможно длинный выход.
1.2 Типы дыхания и их характеристики
В исполнительской практике певца отмечается два основных типа дыхания: верхний и нижний. Некоторые вокальные педагоги отдельно рассматривают смешанный тип дыхания.
К верхнему относятся:
- поверхностное (плечевое, ключичное)
- грудное;
- грудно- диафрагматическое.
К нижнему:
- нижне-реберное;
- нижне -реберно-диафрагматическое;
- брюшное;
- смешанное.
Верхний тип дыхания. Поверхность верхнего типа дыхания обнаруживается уже в сомом его названии. Данный тип дыхания не отвечает элементарным требованиям академического пения ни с технической, ни с эстетической стороны.
Его последствия: мелкий вдох – рыхлая опора – неустойчивый звук – плывущее звуковедение.
Нижний тип дыхания имеет ряд преимуществ: полнее и быстрее происходит заполняемость легких воздухом, более управляемый и продолжительный выдох, опора звука лучше, поскольку "центр тяжести" перемещается вниз, сердце не перегружено и освобождено от нетворческого волнения; кроме того, полнее резонаторная отдача груди. При брюшном дыхании – "игнорируются" нижние ребра, ухудшается отдача грудной резонации.
Исходя из вышеизложенного, остановимся на универсальности смешанного типа дыхания. Как показывает практика, при применении этого типа дыхания гармонично взаимодействуют все компоненты системы дыхания: в меру активны грудная клетка и диафрагма, нижние ребра и весь комплекс брюшных мышц. Все это позволяет обращать в звук позволяет обращать в звук последние крупицы выдоха, предельно его растягивая и плавно сводя звук "на нет".
1.3 Опора дыхания – звука
Будущий учитель музыки, как начинающий вокалист, должен осознавать значимость каждого из компонентов дыхательной системы с точки зрения формирования певческого звука.
Каково роль опоры в механизме вокала? Опора дыхания – звука подобна почве под ногами. ............