Часть полного текста документа: § 1. Психологические основы индивидуального подхода к педагогически запущенным учащимся. 1.1. Психологическое своеобразие педагогически запущенных подростков. Глубокое и всесторонне знание психологии учащихся - одно из важнейших условий эффективности их обучения и воспитания. Большинство преподавателей школы неплохо психологии своих учащихся, в психологии так называемого переходного, подросткового возраста. К сожалению, это нельзя сказать о знании и понимании ими психологического своеобразия педагогически запущенных. Хотя это своеобразие совершенно определенно установлено психологической наукой, сделано пока не все в этой области. Тем не менее, факты, которыми располагает современная психология и сформулированные на их основании выводы, достаточно серьезны, и они должны быть известны практическим работникам. Психологические особенности педагогически запущенных подростков обусловлены, главным образом, особенностями их жизни и воспитания. Субъективной, психологической основой неправильного или, как теперь иногда говорят, отклоняющегося проведения, являются, прежде всего, недостатки нравственно - волевого развития личности. Нравственно воспитанный человек должен знать требования морали, уметь их выполнять, и обладать такими чертами характера, которые обеспечат целеустремленное решение задач нравственного поведения и преодоление нередких в жизни трудных ситуаций. Обеспечить только познавательную сторону нравственного воспитания (нравственное просвещение) - значит дать человеку необходимые знания, но оставить его беспомощным в решении многообразных и сложнейших жизненных задач. При формировании волевых черт личности надо обеспечить воспитание активности или энергии характера, его организованности, стойкости (выносливости), терпеливости, настойчивости, не допуская проявлений упрямства, наконец, сделать человека мужественным. Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся существенной составной частью его самосознания и способности к самооценке. А это значит, что неправильное отношение человека к действительности, к другим людям возникает вследствие каких - то недостатков или прямых социально - психологических дефектов общения. Поэтому приступая к работе с педагогически запущенных подростком, надо, прежде всего, разобраться в системе его субъективных (его отношение к окружающему) и объективных (особенности его взаимосвязей с людьми) отношений. Особенности сферы личного общения педагогически запущенных подростков часто определяются и их отношением к людям, одной из ярких черт которого являются недоверие и недоброжелательное отношение к взрослым, в том числе и к учителям. Подросток еще очень юн. Жизненный, социальный опыт у него мал. Он не умеет глубоко разбираться в людях, всесторонне оценивать их поступки и поведение в целом. Отдельные люди не один раз его обидели. Он делает вывод: все люди такие! И пройдет немало времени, пока он не обретет веру во взрослых, в их справедливое и доброжелательное отношение к ребятам. Однако потребность в общении с взрослыми у большинства педагогически запущенных учащихся есть. ............ |