Часть полного текста документа:Патентование страховых услуг: необходимо и возможно Киселев Александр Евгеньевич, патентный поверенный РФ, ЗАО "Интеллект", Цыганов Александр Андреевич, к.э.н., зам. зав. кафедрой управления страховым делом и социальным страхованием ГУУ, член ВНСО Отчасти ввиду желательности повышения конкурентоспособности российских страховых организаций и в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию Правительство России признало необходимость повышения капитализации рынка страховых услуг, приняв Концепцию развития страхования в Российской Федерации, одобренную распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р. Там, в частности, говорится о необходимости законодательного повышения норматива базового минимального размера уставного (складочного) капитала российских страховщиков, формируемого в денежной форме, к 1 июля 2007 г. до 30-40 млн. рублей, в том числе к 1 июля 2004 г. до 10-13 млн. рублей и к 1 июля 2006 г. до 20-26 млн. рублей. При этом подавляющее большинство российских страховых компаний в настоящее время обладают уставными капиталами, не превышающими 10 млн. рублей. Одной из причин малого размера уставных капиталов страховых компаний является отсутствие привлечения к формированию уставного капитала нематериальных активов, и, в частности, объектов промышленной собственности (изобретений, промышленных образцов и товарных знаков). Помимо внешних факторов, способствующих активному поиску инвесторов, страховщиков подталкивает и не так давно принятый Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями от 24 декабря 2002 г.), на реализацию которого по оценкам авторитетных экспертов страхового рынка потребуется в течение ближайших полутора лет около 200 миллионов долларов США. Кроме этого, согласно той же Концепции развития страхования в Российской Федерации предусматривается разработка нескольких законопроектов по введению новых видов обязательного страхования, что потребует значительных инвестиций в страховые компании и инфраструктуру страхового рынка. Все это побуждает российские страховые компании искать источники инвестиций в свой бизнес, что, естественно, требует от них подготовки, в том числе приведения в порядок и оценки всех активов страховщика, к которым вполне уместно отнести и права на интеллектуальную собственность. Нельзя сказать, что страховые компании не уделяли этому вопросу никакого внимания, однако интерес страховщиков обычно вызывал процесс получения свидетельства на товарный знак и авторские права на вновь созданные страховые продукты (см. рис. 1). Практически все крупные страховые компании имеют зарегистрированные товарные знаки, и даже Всероссийский союз страховщиков не так давно получил свидетельство на товарный знак ВСС. При этом подавляющим большинством страховых компаний товарный знак (знак обслуживания) используется для идентификации компании, что выражается в регистрации в качестве товарного знака части фирменного наименования. Вместе с тем, использование товарных знаков для идентификации страховых услуг, в том числе, конкретных вариантов и условий договоров, страховыми компаниями практически отсутствует. ............ |