Курсовая работа
«Педагогическая система А.С. Макаренко и современность»
Оглавление
Введение
§ 1.Жизнь и педагогическая система А.С. Макаренко
§2.Современные воспитательные колонии для несовершеннолетних правонарушителей и система взаимоотношений подростков и педагогов
Заключение
Список литературы
Введение
В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.
В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.
В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе.
Сегодня в России около тысячи школ макаренковского типа (например, агрошкола-интернат в г. Сыктывкар, Республика Коми, директор Католиков Александр Александрович). Они полностью обеспечивают себя, продавая собственные товары - выпечку, сувениры, швейные изделия и даже мебель. Общество признает: детские дома и интернаты не справляются со своими задачами (выпускники совершенно не приспособлены к жизни). Не достигает цели перевоспитания и большинство колоний для несовершеннолетних - велик процент рецидивов. Самое бы время сейчас воспользоваться опытом, системой Макаренко. Но, к сожалению, она почти забыта.
В последнее время постоянно подчёркивается факт увеличения преступности несовершеннолетних, отмечается всё большая жестокость и изощренность содеянного подростками, значительное омоложение преступности несовершеннолетних. Одной из мер применяемой в качестве наказания подростка за совершение преступления является лишение его свободы. Подростки, приговорённые судом к наказанию в виде лишения свободы, направляются в воспитательные колонии для исправления и перевоспитания. Однако согласно статистическим данным многие из отбывших наказание (около 2\3) повторно совершают преступление. Это обстоятельство подчёркивает актуальность моей работы.
Жизнь и деятельность А. С. Макаренко изучали: Т. Г. Кроль (Макаренко А.С. Биография, А.А. Фролов («Воспитательная педагогика А.С. Макаренко»), Слободчиков В.И. (Педагогика А.С. Макаренко – социально-педагогическое открытие ХХ века), Кумарин В.В. (Технология А.С. Макаренко и перестройка школы// Взаимодействие педагогического и ученического коллективов), Малинин В.И. (К дискуссии о наследии А.С. Макаренко), Гмурман В.Е. (Научное наследие А.С. Макаренко и задачи педагогического образования).
Проблемы воспитания несовершеннолетних правонарушителей и девиантного поведения подростков изучали: Бубличенко В. ............