КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психолого-педагогический
Кафедра педагогики
Дипломная работа
ТЕМА: "Педагогическая технология А.С. Макаренко"
Выполнил(а):
Студентка гр. МНО-1-07
Мананкова Л.Д.
Проверил: к.п.н., доц. Поляков С.И.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ А.С. МАКАРЕНКО
1.1 Сущность педагогической технологии
1.2 Анализ педагогических идей А.С. Макаренко в контексте педагогической технологии
1.3 Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С. Макаренко
Выводы к первой главе
ГЛАВА II. ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ А.С. МАКАРЕНКО
2.1 Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко
2.2 Использование педагогической системы А.С. Макаренко в процессе подготовки будущего учителя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
педагогический макаренко воспитательный учитель
Актуальность темы. Необходимость переосмысления цели и задач современного образовательного пространства определен Национальной доктриной развития образования Украины, в которой стратегическим направлением является дальнейшая демократизация, подъем авторитета личности, его культуры, толерантности. С целью реализации этого общество должно создать соответствующие условия молодому человеку для овладения умениями и привычками в период его становления, которые бы разрешили продуктивно жить и создавать в новых условиях мировой интеграции. Это требует развития учебно-воспитательных технологий с учетом приобретенного человечеством прогрессивного опыта. В этом контексте – педагогическая система А.С.Макаренко, педагога-классика, изучение и внедрение которой в рамках одного государства, одного народа почти невозможно. Его деятельность интегрировалась с прогрессивным педагогическим мысленным взором зарубежья, которое, в свою очередь, сыграло и до сих пор играет важную роль в изучении, сохранении и пропаганде его научно-методического наследия и практического опыта. А.С.Макаренко принадлежит к ряду известнейших педагогов таких как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци Ф. Фребель.
Педагогическая система А.С.Макаренко многогранная. Она изучается макаренковедами всего мира в разных аспектах. Значительное количество вопросов связанно с оценкой личности А.С.Макаренко как педагога и анализом его педагогических взглядов. Эту проблему исследуют педагоги и психологи мира – Д.Данстен (Великобритания) [14], П.Рокушфалви (Венгрия) [52], Ф.Патаки (Венгрия) [44], В.Зюнкель [20], З.Вайтц [52], Г.Хиллиг [53], Л.Фрезе (Германия) [50], М.Библюк [5], А.Левин (Польша) [27], Г.Б.Волков [11], И.П.Иванов [21], Л.И.Гриценко [13], В.В.Кумарин [25], А.А.Фролов (Россия) [51], Р.Эдвардз (США) [15], К.Мурто (Финляндия) [22], Л. Пеха, (Чехия) [28]. Значительный вклад в развитие макаренковедения внесли украинские ученые – Н.В.Абашкина [1], А.М.Бойко [6], Н.П.Дичек [15], И.А.Зязюн [19], Н.Г.Ничкало [42], Н.Б.Евтух [16], Н.Д.Ярмаченко [54] и много других.
Продолжительные исследования в области макаренковедения на разных этапах его развития связаны преимущественно с организационно-методической подструктурой его системы. Мировые и отечественные макаренковеды акцентировали преимущественно внимание на таких аспектах педагогического опыта А.С.Макаренко: роль коллектива в развитии личности; принципы параллельного действия, единства воспитания и жизни; организационная структура коллектива как условие обретения опыта социальных отношений; условия эффективности трудового воспитания; роль хозяйственных отношений в коллективе с целью становления личности и др. ............