Часть полного текста документа:Педагогические основы образовательного сайта Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, Андрианова Галина Александровна, Центр дистанционного образования "Эйдос", г.Москва, Николаев Евгений Анатольевич, школа индивидуального развития "Мыслитель" Сайт учебного заведения в сети Интернет - сравнительно новое образовательное средство, педагогические основы которого нуждаются в разработке. В связи с бурным развитием информационных технологий роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения. Анализ русскоязычных школьных сайтов показывает, что большинство из них являются презентационными, то есть представляют собой информацию об очной деятельности школы: фотографии здания, директора, учителей и учащихся, сведения о планах и мероприятиях, проводимые в школе. Иногда рекламируется набор услуг, предоставляемых образовательным учреждением - пансион, туристические поездки, консультации психологов и др. В целях привлечения публики некоторые школы размещают на сайте большое количество ссылок на другие сайты. Таким образом, школьные сайты в основном пока являются информационно-рекламным отражением традиционной очной деятельности школы и не используют многообразия средств и возможностей, предоставляемых телекоммуникационными технологиями. В то же время, опросы участников дистанционных педагогических семинаров и курсов, проводимых Центром "Эйдос" (http://www.eidos.ru), свидетельствуют о возрастающей потребности школ, подключенных к сети Интернет, к переходу на новый, продуктивный уровень деятельности, связанный с возможностями информационных пространств и телекоммуникаций. Основой разработки образовательного сайта, на наш взгляд, является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна её часть или направление, например, информационные технологии. В этом случае школьный сайт будет решать не отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы. Педагогическая концепция школы и её основные структурные элементы определяют базовую основу сайта и находят свое отражение уже на его титульной странице. Концептуальный характер построения сайта не обязательно предполагает серьезную форму выражения: школьный сайт может быть занимательным, дискуссионным, даже озорным. Для лицеев и школ с углубленным изучением предметов возможен и научный стиль изложения. Независимо от формы, стиля и конструктивных особенностей сайта педагогическая концепция школы является путеводителем по сайту, основой его функционирования. Направленность образовательного сайта определяется общей ориентацией учебного заведения, из которой следуют функциональные назначения отдельных блоков сайта. Например, сайт может иметь презентационный, рекламный, информационный, учебный, методический, соревновательный и иные функциональные доминанты. Любая из перечисленных функций может играть ключевую роль в организации всего сайта, кроме того возможна гармоничная совокупность разных направлений в одном сайте. ............ |