Часть полного текста документа:Московский Городской Педагогический Университет Факультет Английской Филологии Реферат по философии и истории образования на тему: "Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского" Выполнила: Студентка I курса Группы 104 Кузина И. Проверила: Куракина Е.Б. г.Москва, 2004 Содержание Содержание 2 Раздел I Общая характеристика исследования 3 Раздел II Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского 4 Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения 4 Глава 2. Воспитание и общественность 7 Глава 3. Принцип народности воспитания 8 Глава 4. О воспитательном значении труда. Человек как предмет воспитания 11 Глава 5. Принцип природосообразности и построение обучения 14 §1. Принцип природосообразности 14 §2. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций 14 §3. Две стадии процесса обучения 15 §4. Методологическая последовательность обучения 16 §5. Наглядное обучение 17 Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы 19 §1. Классно-урочная система 19 §2 Методы преподавания и изучения 19 §3. Дидактика. Учебные книги Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" 21 Глава 7. Вопросы воспитания 23 §1. Ушинский о воспитании 23 §2. Роль патриотического воспитания 23 §3. Принцип гуманного воспитания 24 §4. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-предмет воспитания. 25 Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные качества 27 Глава 9. Заключение 29 Список использованной литературы 30 Раздел I Общая характеристика исследования К.Д.Ушинский принадлежал тому щедрому десятилетию русской истории, которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей и художников, обогативших сокровищницу мировой культуры. Творчество К.Д.Ушинского было крупным шагом в обогащении педагогического знания. Русский ученый открывал новые, магистральные пути развития педагогики, поднимал педагогику на ступень науки. Значение творчества великого русского педагога не исчерпывается его вкладом в развитие педагогической науки. Влияние К.Д.Ушинского выходило за пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоко в область национальной культуры, выступало как одна из ведущих сил формирования русского общественно-педагогического самосознания. Проницательными были слова соратника великого педагога и его ученика Л.Н. Модзалевского, емко и точно определившего место К.Д.Ушинского в истории русской культуры: "Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор"1. Задача исследования - дать общий очерк наследия педагога. В реферате рассматривается мировоззрение К.Д.Ушинского, оказавшее существенное влияние на его педагогическое творчество, анализируются его взгляды на проблемы воспитания и обучения. При исследовании были использованы работы и статьи Ушинского: * Педагогическая поездка по Швейцарии * Проект учительской семинарии * О необходимости сделать русские школы русскими * О пользе педагогической литературы * Труд в его психическом и воспитательном значении Раздел II Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения К. Д. Ушинский родился 2 марта в Туле в небогатой дворянской семье. ............ |