Часть полного текста документа: Содержание стр. Введение. 1. 1. Теоретическая часть. 5 1.1 Ознакомление с текстовыми задачами. 5 1.2. Способы решения текстовых задач. 16 1.3. Особенности работы над задачами по системе Л.В. Занкова. 34 1.4. Как составить и решить задачу по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. 39 2. Практическая часть. 44 Заключение. 72 Список используемой литературы 73 Приложения. 75 Введение. Интерес к решению текстовых задач возник у меня после занятий по методике математике. Изучив методическую литературу по вопросам обучения решения задач, познакомившись со статьями журналов, в которых авторы выступают за более широкое и активное включение детей в решение задач, я решила проверить методику на практике. В практике большинство учителей мало уделяют внимание решению задач. Учащиеся нередко не умеют выделить искомые и данные, установить связь между величинами, входящими в задачу; составить план решения; выполнить проверку полученного результата. Необоснованно много внимания и неоправданных затрат времени идет на оформление краткой записи и решения задачи. При этом основное внимание направлено на реализацию единственно цели - получение ответа на вопрос задачи. Так же в курсе математики в начальной школе масса времени посвящается вычислению уже по готовым математическим моделям, то есть по знакомому описанию какого либо явлению с помощью математической символики. Все это отрицательно сказывается на формировании общих умений решать задачу, а не оказывают необходимое влияние на развитие мышления учащихся. Так же после того как задача решена, получен ответ, не следует торопиться приступать к выполнению другого задания. Надо подумать, попробовать найти другой способ решения задачи, осмыслить его, попытаться обратить внимание на предыдущий способ, на трудности при поиске решения задачи, выявить новую и полезную для учащихся информацию. Что часто не успевает сделать на уроке учитель. Среди причин определяющих недостаточный уровень у учащихся умений решать задачи, я выделяю следующее: Первая заключается в методике обучения, которая в данное время ориентировала учащихся не на формирование у учащихся обобщенных умений, а на "разучивание" способов решения задач определенных видов. Вторая причина кроется в том, что учащиеся объективно отличаются друг от друга характером умственной деятельности, осуществляемой при решении задач. На уроке учитель должен выбрать вариант организации и содержания решения задачи, а ученики должны выбрать способы решения задач. Существуют такие способы решения задач: I Арифметический способ; II Алгебраический способ; III Графический способ; IV Практический способ; Так же текстовые задачи на уроках математики в начальных классах могут быть использованы для самых разных целей: для подготовки к ведению новых понятий (в частности, арифметических действий); для ознакомления с новыми понятиями, свойствами понятий, для углубления и расширения формируемых математических знаний и умений; для вычислительных навыков; для обучения методам и приемам решения задач на разных этапах этого обучения и для многих других целей. ............ |