ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Содержание
Введение
1. Зоны плавательных нагрузок
2. Основные методы тренировки
3. Воспитание выносливости
4. Специальная выносливость
Список литературы
Введение
Основная задача плавательной подготовки – развитие функциональных возможностей спортсмена в неразрывной связи с совершенствованием его технического и тактического мастерства, повышением бойцовских качеств. Для пловцов высших разрядов высокий уровень функциональных возможностей — это, прежде всего, высокий уровень специальной выносливости и скоростных способностей (специальная силовая подготовленность входит в названные качества незаменимым их компонентом). Путь к воспитанию специальной выносливости и скоростных способностей (в плане многолетней подготовки пловца) лежит через большую подготовительную работу на этапе базовой тренировки. В первые годы тренировки решаются задачи развития базовой выносливости, затем функциональных основ специальной выносливости, после чего — собственно специальной выносливости. Параллельно идет развитие скоростных способностей юного пловца. Здесь также на первый план последовательно выдвигаются различные стороны данного качества — вначале те, которые связаны с совершенствованием спортивной техники, затем те, которые зависят от специальной силовой подготовленности, анаэробной мощности и эффективности.
1. Зоны плавательных нагрузок
Для воспитания выносливости и скоростных способностей используются различные зоны плавательных нагрузок (табл. 1). В основу классификации зон положен характер физиологических сдвигов в организме пловца, которые происходят под воздействием упражнений плавательной подготовки (контроль ведется па уровню концентрации лактата в крови, частоте пульса, относительной скорости плавания). Преимущественная физиологическая и педагогическая направленность упражнений, выполняемых в каждой зоне, зависит, прежде всего, от интенсивности и продолжительности отдельных «порций» (периодов) плавания и применяемого метода тренировки.
Таблица 1
Зоны плавательных нагрузок Зона нагрузки
Содержание
лактата в крови, моль/л
Пульс, уд/мин
Тренировоч-
ные дистанции и их отрезки, м
Основной метод Преимущественная направленность физиологическая педагогическая
I — компенсаторное плава-
ние, интенсивность малая
1—2 120—130 50—5000
Равномерно-дис-
танционный
Активизация
восстановительных процессов: капилляризация
мышц
Активный отдых
II — плавание на пороге
анаэробного обмена, интенсивность умеренная
3 130-150 50—3000
Равномерно-ди-
станционный,
интервальный
Повышение аэробной произ-водительнос-ти, функциональной экономиза-ции Воспитание базовой выносливости, экономизация техники плавания
III — плавание в смешанном
аэробно-анаэробном режиме, интенсивность большая — на
уровне МПК или близко к
нему
4—7 150—180 50—1500
Равномерно-ди-
станционный, интервальный, переменно-дистанционный.
Повышение аэробной мощно-
сти и емкости
Воспитание
функциональных основ специальной выносливости
IV—плавание в анаэробном
(гликолитическом) режиме,
интенсивность субмакси-
мальная
8 и выше 180 и выше 50—400
Повторный, интервальный, переменно-дистанционный,
контрольно-соревновательный
Повышение гли-котической
мощности, емкости,
эффективно-сти
Воспитание специальной выносливости, скоростных возможностей, силовой выносливости
V — плавание на коротких
отрезках с максимальной ин-
тенсивностью (спринт)
Не учитываются 15-25 |
Повторный, переменно-дистанцион-ный, контрольно-
Соревнователь-ный
Повышение анаэробной (алактатной) произ-
Водительно-сти
Воспитание скоростных возможностей, мощности гребковых движений
2. ............