Часть полного текста документа: Дисциплина "Социальная психология" Тема : "Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома" 2004 год Оглавление: Введение Глава 1. Особенности организации жизнедеятельности детей в детском доме. 1.1. Характеристика учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1.2 Влияние условий проживания в детском доме на формирование личности ребенка - подростка. Глава 2. Особенности психосоциальной поддержки для детей в условиях детского дома. 2.1. Психосоциальное здоровье, основные показатели и критерии оценки. Заключение. Список литературы. Введение Сложность переходного периода в развитии общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность активного поиска оптимальных путей подготовки молодого поколения к жизни, развития индивидуальности, потребностей и способностей человека, формирования его ориентации в жизни, стимулирующих самореализацию. Эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет о детях - сиротах, лишенных родительской поддержки, приобретших негативный социальный опыт, отличающихся ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью. Характерным результатом указанных негативных факторов выступает высокий уровень социальной дезадаптации этих детей. Знакомство с литературой показало, что проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Ясно лишь одно: психология неразрывно связана с психическим здоровьем, состояние и развитие которого не занимает подобающего ему места в педагогической и психологической программе работы с ребенком. Особенно остро нуждаются в оказании помощи дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует несколько взаимосвязанных проблем, которые не решаются традиционно применяемыми педагогическими технологиями. Основные из них: * Крайне слабое психологическое и социально - педагогическое сопровождение воспитательного процесса в детских домах. * Дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них. * Существующая педагогическая система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение. Последствие отставания педагогических технологий работы с детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации: * По способности к приобретению профессии и трудоустройству; * По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; * По способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции. Значительная часть выпускников детского дома остаются на низких "этапах" развития общества; они пополняют ряды преступников, наркоманов, алкоголиков и тех родителей, которые, в свою очередь, отказываются от воспитания уже собственных детей. Таким образом, педагогический процесс в современном детском доме в кратчайшие сроки должен быть дополнен такими психологическими и социально - педагогическими технологиями работы с детьми, которые позволяют существенно повысить уровень развития их личности и возможности в последующей социальной адаптации. На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поставленная проблема определила тему исследования - "Особенности психосоциальной поддержки детей 12 - 17 лет в условиях детского дома". Цель исследования заключается в изучении особенностей психосоциальной поддержки детей 12 - 17 лет в условиях детского дома. Объект исследования: психосоциальное здоровье подростков 12 - 17 лет, проживающих в детском доме. Предмет исследования: организация процесса психосоциальной поддержки детей 12 - 17 лет в условиях детского дома. Гипотеза исследования содержит предположение о том, что психосоциальное здоровье детей - сирот будет возможно, если в условиях детского дома организована система психосоциальной поддержки. Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования: 1. ............ |