Часть полного текста документа:Подземные дворцы (Петербургское метро) Мосты чугунные через воды Шагнут широкою дугой. Раздвинем горы. Под водой Пророем дерзостные своды... А. С. Пушкин Петербургское метро в сравнении с лондонским (1863), будапештским (1896) и парижским (1900) совсем юное. Ого открыли осенью 1955 года. Сегодня и представить невозможно, что когда-то в Ленинграде - Петербурге не было метро. История нашей подземки, как это ни удивительно, началась около двухсот лет назад. В начале 19 века некто "мещанин Торгованов" предложил построить в городе "проезд с Адмиралтейской стороны на васильевский остров под Невою". Но император Александр 1 эту идею отклонил. Сооружение ленинградского метро началось лишь в январе 1941 года. К тому времени Московское метро работало уже 15 лет. Возглавил строительство опытный инженер - путеец И. Г. Зубков. Но из - за войны строительство было приостановлено и возобновлено только в 1948 году. Многие подземные станции петербургского метро представляют собой своеобразные памятники зодчества. Архитекторы, художники, скульпторы, украшавшие подземные сооружения старались подобрать свой художественный и идейный образ той или иной станции. В убранстве подземных интерьеров широко применялся, как камень, так и современные отделочные материалы - искусственные смолы, металлы, керамика, стекло. Декоративные панно из цветовых смальт, скульптурные и рельефные изображения из бронзы, гипса и металла дополняют и усиливают красоту натурального камня. Идейно - смысловая тематика оформления станций обширна и отражает дух эпохи. Не забудем, что ленинградский метрополитен (большинство станций) сооружался в годы советской власти и потому в его оформлении преобладает идея прославления революционных, воинских и трудовых подвигов россиян, выдающихся свершений в науке и искусстве. Вокзалы питерской подземки оформлены с большим художественным вкусом. В этом проявилась традиционность нашего градостроительства. Особенно торжественны и нарядны построенные первыми восемь станций - от "Площади Восстания" до "Автово". Расположенный на пересечении Невского и Лиговского проспектов наземный вестибюль станции "Площадь Восстания" был построен в стиле неоклассицизма, который доминировал в ту пору в советской архитектуре. Круглое в плане здание украшено колонами дорического ордера. Они вырезаны из желтого известняка. События 1917 года нашли отражение не только в названии первой станции петербургского метро, но и в её подземном убранстве. Поддерживающие свод зала массивные пилоны, в своей нижней части облицованы коричневатым с белыми и кремовыми жилками мрамором. Бронзовые рельефы, размещенные в верхней части пилонов, повествуют о революционных событиях. На одном из них можно видеть В.И. Ленина на броневике, выступающего перед солдатами и матросами у Финляндского вокзала. Так же на рельефах "повествуется" об историческом выстреле крейсера "Аврора" и штурме зимнего дворца. Наземный вестибюль станции метро "Владимирская", расположенный напротив одноименной православной церкви, что неподалёку от Кузнечного рынка, встроен и цокольный этаж старинного старого здания. В полуциркульной нише над эскалатором установлено красочное панно из цветных смальт "Изобилие", выполненное в мозаичной мастерской Академии художеств. ............ |