Политическая реальность в современной социальной науке
Введение
Многопартийность в современной России – это состоявшийся факт. Однако особенность российской многопартийности заключается в том, что партии в нашей стране до сих пор так и не смогли стать полноценными субъектами политики, а результаты опросов общественного мнения свидетельствуют о девальвации института политических партий в сознании россиян. Большинство граждан не воспринимает политические партии как действенные рычаги для влияния на высшую власть, не говоря уже о смене власти.
В настоящее время наблюдается возрастание интереса к проблеме формирования конкурентной партийной системы в нашей стране. Главным образом, это обусловлено принятием новых законов, регулирующих партийную деятельность, изменением избирательной системы, а также прошедшими недавно очередными выборами в Государственную Думу.
Проблема многопартийности в современной России
Отличительной чертой российской многопартийности является то, что отечественные партии в большинстве своем созданы «сверху», в результате чего, они не отражают реальную картину общественных интересов. Кроме того, российские партии не выполняют большинства функций, свойственных политическим партиям в других демократических государствах, что частично объясняется той второстепенной ролью, которая у нас отведена партиям. Ведь, согласно Конституции, в России утвержден режим сильной президентской власти, при этом весьма ограничены полномочия Государственной Думы в области ее влияния на исполнительную власть. В результате сложилась система, когда исполнительная власть общается с гражданами напрямую, через голову политических партий, а оппозиция ведет борьбу преимущественно с парламентской трибуны. Подобная конфигурация политики предопределяет доминирование исполнительной власти, не связанной напрямую с политическими партиями.
Механизм создания политических партий «сверху» и ограниченность их влияния на исполнительную власть затрудняют развитие в нашей стране демократической оппозиции, отсутствие которой не позволяет в полной мере охарактеризовать партийную систему России как конкурентную. Кроме того, серьезным препятствием для становления конкурентной многопартийности в нашей стране является и медленное развитие гражданского общества. Уровень доверия населения к Государственной думе как к единственному институту государства, где партии играют ключевую роль, остается невысоким, и граждане зачастую не связывают решение своих проблем с политическими партиями.
Без широкого политического участия молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства. В отечественной и зарубежной науке проблема политического участия народа, частности молодежи, не нова и имеет достойный опыт изучения как зарубежными, так и отечественными учеными в рамках различных направлений политологии, социологии и политической психологии.
Формы политического участия населения принято рассматривать как способы деятельности граждан, направленные на формирование институтов власти, определение содержания политики. По мнению исследователей, в последние время (1998-2004 гг.) молодежь в сравнении с другими возрастными категориями граждан чаще занимает наблюдательную позицию; проявляет слабый интерес или инертность к политике и политической информации; выражает недоверие к традиционным формам политического процесса; поддерживает «новых» политических лидеров, не связанных с политической властью, и дистанцируется от традиционных политических лидеров; выражают высокий уровень пассивности на выборах всех уровней (3-20% проголосовавших от всей молодежи), демонстрирует низкую вовлеченность в другие формы политического участия, требующие большей активности. ............