Последствия продажи для предпринимательских целей товара со скрытыми недостатками
Для предпринимательской практики обычным делом является ситуация, когда розничный продавец продает товар потребителю за большую цену, чем та, которая была уплачена продавцом поставщику. Однако что делать розничному продавцу в ситуации, когда через некоторое время в товаре обнаруживается дефект и потребитель возвращает товар розничному продавцу, забирая при этом деньги, отданные за товар? Имеет ли розничный продавец право потребовать от поставщика возмещения большей суммы, за которую товар был продан потребителю, а не суммы покупки товара у поставщика розничным продавцом?
В ст. 11 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 08.07.2008 № 366-З (далее - Закон) прямо записано, что если законодательством предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (изготовитель, исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. За нарушение такой обязанности продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель, ремонтная организация) несет ответственность согласно законодательству и (или) договору.
Исходя из ст. 20 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
· замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
· соразмерного уменьшения покупной цены товара;
· незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
· возмещения расходов по устранению недостатков товара;
· расторжения договора розничной куплипродажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Как следует из содержания ст. 27 Закона, при расторжении договора потребителю подлежит возмещению уплаченная за товар денежная сумма, а также разница между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено - на момент вынесения судом решения.
Аналогичные права покупателя содержатся и в ст. 473 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК).
Статьей 21 Закона установлен общий гарантийный срок, равный 2 годам, если иные сроки не установлены законодательством и (или) договором.
Действия добросовестного продавца после выплаты им возмещения потребителю определяются п. 38 и 94 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444 (далее - Положение о поставках). В соответствии с указанными нормами поставщик обязан безвозмездно (за свой счет) исправить недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, или заменить его, если не докажет, что недостатки возникли вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения.
В случаях поставки ненадлежащего качества или некомплектного товара с поставщика взыскиваются неустойка и причиненные такой поставкой убытки без зачета неустойки. Размеры неустойки определяются Положением о поставках или условиями договора.
Таким образом, требование розничного продавца к поставщику о возмещении убытков, причиненных возмещением уплаченной за товар суммой потребителю, является обоснованным.
Пример
Постановлением кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассмотрена кассационная жалоба ЗАО «Т» на решение хозяйственного суда и постановление апелляционной инстанции этого суда по делу по иску ЗАО «Т» к РУПП «В» о взыскании 903 860 руб. ............