Постановочный план пьесы Н.В. Гоголя “Ревизор”
Валерий Худящев
Содержание
Часть Первая. Режиссёрский анализ пьесы
1. Работа над автором
2. Сюжет "Ревизора" в контексте истории (XIX век)
3. Итог исследования эпохи правления Николая I
Часть Вторая. Режиссёрский замысел спектакля
1. Тематическое решение спектакля. Зерно спектакля
2. Решение основного конфликта пьесы - сквозное действие
3. Идейное решение. Сверхзадача спектакля
4. Жанровое решение
5. Художественный образ спектакля
Часть Третья. Режиссёрский план постановки
1. Способ актёрской игры
Часть Четвёртая. Дополнительный материал
1. Афоризмы
Использованная литература
Часть Первая. Режиссёрский анализ пьесы На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Народная пословица
Конечно, не раз читаемая в школе, пьеса “Ревизор” отложилась в голове, как лёгкая комедия, с несложным сюжетом, но необычными перипетиями, происходящими вокруг мнимого ревизора. В более зрелом возрасте в тексте обозначились для меня более серьёзные проблемы, которые отражали эпоху, в которой жил Гоголь. Ну и конечно сейчас, когда я взял данное произведение для постановки на сцене, оно читается не как пьеса, написанная более полутора века назад, а как современный очерк, в стиле газетных статей. Точные факты нашей жизни, современные технологии власти, средний класс, бюджетных работников, отношения в семье и вообще культурные ценности современной России - вот, что я увидел, читая снова и снова бессмертное послание Гоголя.
Но, не смотря на, казалось бы, такое резкое, карикатурное изображение действительности, в первую очередь я искал в пьесе хорошие, добрые проявления людей. Поэтому при прочтении у меня возникали приятные ассоциации, с людьми, которым по жизни везёт. Конечно, для этого одни прикладывают большие усилия, а другим падает манна с неба и они принимают это как должное. Не стоит ругать последних и жалеть первых. Судьба.
Не скажу, какие конкретные чувства посетили меня после прочтения или во время. Просто текст интересен и действенен, он тёплый, он живой.
Как бы много не говорили о гениальности Николая Васильевича, но он действительно хорошо знал природу людей, которые его окружали. По воспоминаниям современников Гоголя о том, как он работал можно судить о том, что писатель переживал все свои персонажи. Он был ими, он не отражал действительность на бумаге, он жил ею, он рисовал живым разговором происходящее вокруг.
Простая жизнь людей, маленьких, больших, людей, которые не эфемерные существа, а реальные люди, только более цельные, более объёмные - вот что находится в произведениях Гоголя.
Данную пьесу я взял по нескольким причинам. Во-первых - смогу ли я, постановщик, организовать людей, для такого действа. Во-вторых - смогу ли я, режиссёр, организовать жизнь на сцене, используя текст автора и своё восприятия мира, окружающего меня. В-третьих - смогу ли я, зритель удивится происходящему в спектакле, смеяться, грустить, думать…
1. Работа над автором ГОГОЛЬ Николай Васильевич (20.03/1.04.1809-21.02/ 4.03.1852), великий русский писатель, прозаик, драматург, критик, историк, публицист. Родился в благочестивой патриархальной дворянской семье. По воспоминаниям одного из гоголевских однокашников, религиозность и склонность к монашеской жизни были заметны в Гоголе “еще с детского возраста", когда он воспитывался у себя на родном хуторе в Миргородском уезде и был окружен людьми “богобоязливыми и вполне религиозными”. ............