РЕФЕРАТ
на тему «Повышение производительности и эффективности управленческого труда»
1. Производительность, качество и эффективность управленческого труда
Принято различать производительность труда в сфере производства товаров и услуг между лучшими, средними и худшими работниками. Такое же соотношение характерно и для труда менеджеров и специалистов в сфере управления организацией. Это зависит от методов и инструментария управления факторами внутренней и внешней среды.
В этом аспекте интерес представляет вопрос: при каких условиях могут быть достигнуты различные уровни производительности труда в управлении? Ответ на него таков:
уровень 50% производительности – самый доступный уровень производительности неподготовленному работнику, когда не принимают обычных (стандартных) мер для ее повышения. При этом уровень 40–60% не означает, что люди работают лишь половину рабочего времени. Они выполняют лишь половину регламентированной работы;
уровень 70% – это уровень производительности труда, который может быть взят за минимально допустимый в управлении;
уровень 100% – это уровень, который должен быть взят за точку отсчета;
уровень 120% – это «средний уровень», на который должна быть сориентирована система материального стимулирования в органе управления организацией;
уровень 135% производительности труда может быть достигнут при максимальном напряжении усилий менеджерами и специалистами. Для этого должны быть не только высокое техническое оснащение рабочего места, но и должные способности и квалификация у менеджеров и специалистов.
Применяя различные методы нормирования (формальные, полуформальные и неформальные) и стимулирования (в наибольшей мере отвечающие физиологическим и психическим возможностям человека), менеджер должен стремиться к «сдвижению» кривой распределения производительности труда вправо. Для этого должны учитываться не только «стимуляторы», но и «антистимуляторы».
Существуют различные модели мотивации производительности:
Модель иерархии потребностей по Маслоу, учитывающая физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности к социальной группе, в самоуважении, самоутверждении.
Модель содержательная, ориентированная на две группы потребностей: первичных, связанных с физиологическими факторами, и вторичных – с психологическими факторами.
Модель процессуальная (на основе теории ожидания), которая учитывает:
ожидания возможного результата (Р);
ожидания вознаграждения от этого результата (В);
ожидания ценности вознаграждения (Ц), произведение которых определяет мотивацию труда (М):
М = Р*В*Ц.
На основе хронометражных и статистических наблюдений, экономико-математических методов и методов сравнительного анализа выявляют резервы роста производительности труда в управлении, причины, сдерживающие лучшее использование управленческих кадров. Это необходимо для представления о резервах роста производительности труда. Однако вскрытые аналитическим методом резервы еще нельзя считать реальными. Это только возможности, предпосылки роста производительности труда. Определить реальную экономию труда можно с помощью анализа специально составленных комплексных балансов резервов роста производительности труда как составной части балансов трудовых, материальных, финансовых и прочих резервов производства.
При составлении комплексных балансов с целью количественного соизмерения резервы должны быть приведены к одному показателю. ............