Часть полного текста документа:Практика применения модульного обучения в системе повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту Кандидаты педагогических наук И.А. Водянникова, Н.Н. Никитушкина, Учебно-методический центр повышения квалификации ГОУ ДОСН МГФСО Москомспорта, Москва Проблемно-модульные технологии освоения учебных дисциплин - основной движущий фактор совершенствования системы повышения квалификации. Наиболее рациональным при разработке оптимальных технологий обучения в рамках повышения квалификации является модульный принцип организации учебного процесса. Кроме того необходимо учитывать многоуровневый характер дополнительного образования и создание перспективы дальнейшего самосовершенствования обучающихся в специальной конкретной сфере профессиональной деятельности. "Модульное обучение - это технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню его базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо формирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания" . В рамках структурирования форм, методов и содержания обучения необходимо выделить следующие понятия: модуль, модульный блок и системно-модульная технология. Модуль - определенный объем учебной информации необходимый для выполнения конкретной деятельности. Модульный блок - единица модуля, содержание конкретного направления информации. Системно-модульная технология - организация содержания образовательного процесса, состоящего из определенного набора модулей и его элементов. Для того чтобы знания обучающихся были мобильными, они должны уметь обрабатывать накопленную информацию, добывать новые знания и использовать те и другие в своей практической деятельности. Эту задачу и решает модульная схематизация образовательного процесса. Анализируя профессиональную подготовку кадров за рубежом, специалисты отмечают преимущество метода модульного обучения, отличительными особенностями которого являются: 1. Разбивка курса на законченные части (модули и его элементы) имеющие самостоятельное значение. 2. Отсеивание лишнего для данного конкретного вида работ материала. 3. Максимальная индивидуализация обучения. Модуль должен быть представлен как составной элемент многофункционального блока, включающего следующие компоненты: - учебную цель; - содержание учебного материала; - практические занятия; - контроль за усвоением знаний. Содержание учебного материала варьируется в зависимости от специфики контингента. При этом метод модулей [4] является средством дифференцированного управления содержания учебного материала и поэтапно реализуется следующим образом: - определение учебных целей; - диагностический анализ и предварительная оценка профессиональных знаний и способностей обучающихся; - последовательное распределение учебного материала курса по разделам; - критерии оценки достигнутых результатов обучения. ............ |