Часть полного текста документа: Права исключительные и неисключительные Ирина Тулубьева, начальник отдела Авторского права ЗАО "Интеллект-Консалтинг", г. Москва Правовым основанием для выпуска аудиопродукции являются договоры о передаче авторских и смежных прав на объекты, включенные в аудио-альбомы, - произведения и записи исполнений произведений (фонограммы). Иными словами, любая рекорд-компания ежедневно решает вопросы о заключении авторских и фонограммных договоров, о получении прав на те или иные треки. Совершенно очевидно, что любая ошибка при заключении договоров может очень дорого обойтись как самому изготовителю аудиоальбома, так и его партнерам, в том числе распространителям. В соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" экземпляр произведения или фонограммы, изготовление или распространение которого влечет за собой нарушение авторских или смежных прав, является контрафактным и подлежит обязательной конфискации по решению суда, судьи единолично, арбитражного суда. В деятельности звукозаписывающих компаний применяются договоры о передаче исключительных прав на произведения и фонограммы и договоры о передаче неисключительных авторских и смежных прав. И далеко не всегда продюсеры, артисты и авторы знают, в чем принципиальная разница между этими договорами, каковы последствия их заключения, в том числе касающиеся прав и обязанностей сторон. В большинстве случаев продюсеры, рекорд-компании желают распоряжаться произведениями и фонограммами по своему усмотрению и не зависеть от настроения авторов и артистов. Поэтому многие музыкальные проекты обеспечиваются договорами о передаче продюсеру исключительных прав на произведения и фонограммы. Заключение договора о передаче продюсеру или иному лицу исключительных прав на использование, к примеру, произведения, означает, что в течение срока действия договора сам автор не вправе бу- дет использовать это произведение способом, указанным в договоре, на территории, определенной договором, а также не вправе разрешать такое использование третьим лицам, то есть не вправе заключать договоры с другими издающими организациями на тот же способ использования произведения. Так, если автор передал кому-либо исключительное право на использование своей песни в составе аудиоальбома на CD и MPEG на территории РФ на трехлетний срок, то в течение 3-х лет он не может переуступить такое право другим российским издателям - не только на исключительной, но даже на неисключительной основе. Точно так же автор не вправе будет тиражировать самостоятельно, за свой счет аудиоальбомы с этой песней -в течение всего срока действия договора на аналогичных носителях. В то же время за автором сохраняется право на заключение договоров с лицами, желающими издавать и распространять произведение за пределами России .(то есть вне территории договора). Кроме того, автор вправе заключать договоры об использовании песни на иных носителях (аудиокассетах), а также иными способами, чем указано в договоре, -путем внесения в сеть Интернета, передачи в эфир и по кабелю и т.д. - на любой территории. По окончании действия договора автор вновь сможет распоряжаться произведением по своему усмотрению. То же самое относится и к передаче исключительных смежных прав. В течение срока действия договора компания как владелец исключительных авторских либо смежных прав на произведение (фонограмму) вправе защищать свои законные права и интересы. ............ |