Введение
В деятельности органов государственного управления, в том числе и органов внутренних дел, важное место занимает борьба с административными правонарушениями. Государство устанавливает за их совершение различные меры административного принуждения, применение которых возможно лишь в установленном законом порядке.
Правоприменение – основная правовая форма административной деятельности милиции. Правоприменительная административная деятельность милиции заключается в действиях субъектов по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе нормы административного права конкретных вопросов и жизненных ситуаций.
Правоприменительная деятельность включает: установление субъектом применения нормы фактических обстоятельств дела; выбор, отыскание соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации; уяснение смысла и содержания нормы, т.е. её толкование; принятие по делу решения, индивидуального акта; исполнение акта применения нормы права. Издание правоприменительного акта является обязательным признаком данной деятельности. А это значит, что должностное лицо органа внутренних дел по результатам рассмотрения дела обязан вынести решение, которое, однако, не всегда связано с применением мер государственного принуждения.
1. Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнении вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом надо учитывать, что административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Следует учитывать, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено с позиций его организационной структуры, под которой понимается совокупность конкретных процессуальных стадий. ............