Часть полного текста документа:Православие как основа современной педагогики О смысле бытия Перевезенцев С. В. Размышления о современном российском образовании хотелось бы начать с нескольких цитат из книги "Практика глобализации: игры и правила новой эпохи", подготовленной к печати учеными Института проблем глобализации под редакцией директора института М.Делягина. Главы из этой книги опубликованы в газете "Совершенно секретно" (№1, 2001 г., с. 6-7) под симптоматичным названием "Россия - родина мозгов":"Ценность России, прежде всего, в оригинальном взгляде на мир, в становящейся главным фактором производительности труда национальной культуре, нестандартном мироощущении, наконец, в интеллекте, неизбежно оторванном от практического внедрения (следует отметить, что внедрением российских идей американцы занимались весьма длительное время, а не только последние десять лет)..." "Российское общество в силу уникального и, к сожалению, весьма болезненного сочетания культурно-исторических факторов, в силу своих особенностей и несчастий остается конвейером по производству самого нужного "человеческого материала" творцов и революционеров, "интеллектуального полуфабриката", способного к творчеству и систематическому генерированию принципиально новых идей..." "Условием национальной конкурентноспособности России является интеллектуалоемкость производства, объективно требующая высокой квалификации работников. Поэтому Россия может выжить, только будучи умной и решая сложные задачи..." "...Интеллект можно воспроизводить только при высоком уровне образования и, соответственно, благосостояния". Надеюсь, читатель извинит автора за несколько затянувшееся цитирование, но в данном случае это было необходимо. Ибо мнение ученых, отнюдь не являющихся "экзальтированными славянофилами", а скорее, наоборот, жесткими прагматиками западного типа, тем более ценно. Прагматические выводы специалистов, чьи работы были процитированы, подтверждают, в принципе, давно известный факт - практика последних пятнадцати лет показала, что Россия до сих пор продолжает оставаться интеллектуальным донором мирового сообщества. Речь идет о так называемой "утечке мозгов", т.е. об эмиграции из нашей страны талантливых ученых, инженеров, университетских профессоров и преподавателей. Что особенно тревожно - уезжают молодые, иначе говоря, будущий возможный элитный интеллектуальный щит и надежда нашего Отечества. Не меньший вред отечественной науке нанесли многочисленные научные конкурсы, проводящиеся зарубежными фондами и центрами, когда единицы ученых получают гранты на свои исследования, зато тысячи оригинальных идей, научных разработок, технических проектов, которые, якобы, отсеиваются в ходе конкурса, на самом деле становятся достоянием и, фактически, собственностью этих самых фондов и центров. Конечно, разговор на эту тему - сложный и особый. Но в данном случае из этого факта необходимо сделать несколько важных выводов. Первый вывод. Один из самых реальных путей вывода России из системного кризиса - максимальное и скорейшее развитие сферы науки и образования, которые в результате способны превратить нашу страну в ведущую мировую державу. Наука и образование - это отрасли стратегического значения. ............ |