Реферат
на тему "Предпосылки возникновения политической науки"
по дисциплине "Политология"
Киев 2011
Содержание
1. Предпосылки возникновения политической науки
2. Предмет и категории политологии
Выводы
Литература
1. Предпосылки возникновения политической науки
Политическая наука и политическое образование занимают важное место в современном обществе. Это определяется самой ролью политики в жизни общества и даже в повседневной жизни каждого отдельного человека, в том числе тех людей, которые политикой не интересуются. Аполитичные люди, хотят они того или нет, вынуждены считаться с решениями политической власти и государства.
Аристотель отмечал, что политика коренится в самой природе человека как существа, "обреченного" жить в коллективе, обществе, взаимодействовать с другими людьми. Поэтому знание политики отвечает интересам каждого человека, стремящегося понять свое место и роль в обществе, удовлетворять свои потребности, оказывать влияние на происходящие вокруг процессы. Политическая наука и политическое образование призваны помочь людям строить свои коллективные взаимоотношения на принципах рациональности и гуманизма.
Политическое просвещение существует в любом современном демократическом обществе. Его главная цель - научить человека адекватно ориентироваться в сложной социально-политической обстановке, сформировать у граждан уважение к демократическому порядку, государственным и общественным институтам.
Одна из важнейших задач политического образования - выработка у граждан устойчивого иммунитета, или, по крайней мере, критического отношения к различного рода идеологиям и догмам. Политическому использованию идеологий присуще достаточно одностороннее и тенденциозное отражение действительности (под углом зрения собственных лозунгов и программных установок), скептическое отношение (а то и нетерпимость) к идейным и политическим оппонентам, претензия на универсальность собственных ценностей и т.п. Образ современного гражданина по необходимости предполагает наличие критического мышления, с помощью которого гражданин может отличать действительно значимое от бесполезного, и прямо вредного для себя лично, для общества; может принимать собственные, а не навязываемые кем-либо извне решения.
Для того, чтобы общество могло жить и развиваться относительно стабильно и свободно, крайне необходимо обеспечить определенную автономию, свободу и "суверенитет" разных сфер общественной жизни. Так, очень важно, чтобы политика не охватывала все сферы жизни, чтобы религия и церковь не влияла на дела образования, чтобы бизнес не диктовал свои правила всему обществу и пр.
Нет необходимости доказывать, что у политики здесь особые возможности "выйти из рамок" – эти возможности предопределяются прежде всего тем, что политика использует средства власти, принуждения, обязывания.
Именно поэтому цивилизованному обществу важно удерживать политику (в частности, политическую борьбу) в определенных рамках, не допускать такой "политизации", которая будет идти во вред обществу и каждому гражданину. Примером такой негативной политизации может служить претензия какой-либо одной идеологии (или политической силы) на доминирование в обществе, превращение какой-то отдельной идеологии в обязательное для всех мировоззрение.
Так что можно сказать, что целью политического образования является и пробуждение интереса к политике, и знакомство с основными закономерностями политического процесса – но также и формирование обоснованно критического отношения к политике и политическому.
Поэтому для современного политического образования характерны общечеловеческие ценностные ориентации (стоящие заведомо выше политики), которые базируются на определенных идейно-нравственных концепциях: христианской этике, либерализме, некоторых эмансипаторских идеях социалистических учений и других.
Эти общечеловеческие ценностные ориентации исходят из духовно-нравственного плюрализма, свободы выбора, идеалов и мировоззрения, признания человека, его жизни, свободы и достоинства высшей ценностью, "мерой всех вещей".
Начало формирования политологии относится к 70-80-м годам XIX века, когда в США начала возникать настоятельная потребность в осмыслении опыта демократических выборов, в попытке предвидеть ход политического процесса, предугадать ход очередных выборов (в Конгресс, на пост президента) и действенно повлиять на их результат. ............