Тема: "Предпринимательская структура и ее формирование в России"
I. Предпринимательство, его содержание. Проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса
II. Приватизация как метод оптимизации структуры предпринимательства, ее цели, механизм реализации. Итоги и перспективы развития приватизации в России
I. Предпринимательство, его содержание. Проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса
1. Предприниматель - центральная фигура экономического процесса
Основу любой рыночной системы хозяйства составляет множество экономически активных субъектов — предпринимателей, которые формируют и развивают производство, устанавливают рыночные связи. Но не каждый субъект рынка может быть назван в полной мере предпринимателем. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Поиск нового, организация работы персонала предприятия, направленная на выявление новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству товаров и услуг - это и есть предпринимательская деятельность. Совершенно не обязательно, чтобы предприниматель лично занимался всеми проблемами предприятия. Выполнение отдельных задач может быть делегировано отдельным лицам. Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия.
Й. Шумпетер отмечает, что центральную роль в практической деятельности предпринимателя играет его личность. Предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие. Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, быть способным найти новое и использовать его возможности, уметь рисковать и преодолевать страх. Т.е., предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.
2. Предпринимательство, его содержание
Таким образом, под предпринимательством понимают процесс создания нового, обладающего ценностью; процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.
Собственно процесс предпринимательства включает четыре четко выраженные стадии:
1) поиск новой идеи и ее оценка;
2) составление бизнес-плана;
3) поиск необходимых ресурсов;
4) управление созданным предприятием.
Одна из самых сложных задач предпринимателя — поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.
"Предпринимательство — процесс поиска новых возможностей, использование новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодоление старых стереотипов и границ; Удобнее считать предпринимательство процессом поиска наилучшего способа соединения трех основных факторов производства" (Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей).
Стадии предпринимательского процесса:
I. Поиск новой идеи и ее оценка:
а) факторы, вызвавшие новую идею;
б) непосредственная и потенциальная ценности идеи;
в) оценка риска и прогноз выгод;
г) соответствие идеи вашим целям, знаниям и умениям;
д) сравнение с продукцией конкурентов.
II. ............