Часть полного текста документа:МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: "ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА". Студент 315 гр. дневного отделения Бровкин Александр Владимирович Научный руководитель: доц. Красникова Е.В. Москва 2004 Содержание Введение 3 Глава I. Типы предприятий в переходной экономике 4 Становление субъектов рыночных отношений 4 Особенности эволюции крупных предприятий 6 Холдинги и финансово-промышленные группы 9 Задачи развития малых предприятий 13 Глава II. Взаимоотношения предприятий в переходной экономике 18 Изменения в характере взаимоотношений предприятий 18 Снабженческо-сбытовые отношения предприятий 19 Взаимная задолженность предприятий. 21 Заключение 25 Литература 26 Введение Предпринимательство - инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Переходное состояние России сделало актуальным проблему предпринимательства. В связи с тем, что прежняя "социалистическая" система не содержала такого феномена, как предпринимательство, это вызывает особый интерес у экономистов. Переход России к рыночной экономике означает что предпринимательство должно быть "создано" или должно "возникнуть". Развитые рыночные системы имеют дело с - существующим - "готовым" - предпринимательством. Поэтому, несмотря на новизну, интерес к проблеме более широк именно в России. Основной задачей работы является изучение проблем возникновения предпринимательства в переходный период. Работа состоит из 2 глав. Первая глава посвящена описанию типов предприятий существующих в переходной экономике, описаны способы формирования, дана их краткая характеристика. Рассмотрены особенности функционирования каждого типа. Во второй главе речь пойдёт о взаимоотношениях между предприятиями. Помимо этого, рассмотрены проблемы, которые сдерживают развитие малого бизнеса. Глава I. Типы предприятий в переходной экономике Становление субъектов рыночных отношений В общей форме можно сказать, что субъектами рыночных отношений являются свободные товаропроизводители. Ими могут быть индивидуальные частные производители товаров и услуг, кооперативы, а также мелкие, средние и крупные предприятия. Оставляя в стороне такие важные отличительные черты, как их масштабы, формы организации, структуру собственности и сферу деятельности, можно отметить прежде всего основные условия, делающие их полноправными субъектами рыночных отношений. Во-первых, движущий мотив их деятельности - постоянное извлечение прибыли или дохода в процессе движения и роста капитала. Во-вторых, условием их функционирования является самостоятельность в действиях. Это - самостоятельность в использовании имущества, в определении производственной программы, в выборе поставщиков и потребителей, в формировании цен и распоряжении доходами, остающимися после уплаты налогов. И наконец, в-третьих, это - экономическая ответственность за результаты хозяйствования, причем не только текущими доходами, но и капиталом. Чем более полно соблюдаются названные условия, чем меньше государство определяет экономическое поведение субъекта, тем в большей степени экономика регулируется посредством рыночных отношений. ............ |