Часть полного текста документа:Представления о строении и развитии личности в гуманистической психологии. А.Маслоу. Личность как целое. Структура в развитии. Личность сравнивается с природным организмом. Это метафора, которую можно понять так: личность развивается сама, у нее есть собственные возможности для развития. Понятие развития личности как самодвижение, развитие, у которого есть, в самом субъекте, естественные движущие силы. Здесь слово естественный - значит, существенный для развития и саморазвития. К.Гольдштейн, представление об организме как целом, единстве телесного и психического. Личность можно рассматривать (метафорически) как организм, если при этом полагать: личность есть целое, в ней нет ничего лишнего. Как полноценно функционирующий организм личность тоже не имеет излишних органов. Это субъект, у которого ничего не отнято, который свои естественные (а мы договорились пересказывать словом естественные - существенные для развития) возможности использует полностью. Телесный организм. Метафора личности как организма означает возможность полного развития и незавершенность его в данный момент. Самоактуализация - полное выражение собственных возможностей и способностей. Телесное имеет значение, но оно не может быть выявлено, или стать материалом для терапии без психического усилия, без сознавания пациентом. Социальные отношения. Потребности - ступени, не разрешив нижние не появятся верхние. Межиндивидуальная синергия - продуктивное проецирование с другими (результат синергии выше суммы составляющих ее частей). После межиндивидуальной наступает внутрииндивидуальная синергия. Кто продуктивно общается с другими, лучше может понять и свой опыт. Представление о себе, собственно личность - совпадают, как сознаю себя, таков я и есть в реальности. Единство, соединение противоположного - целостное мышление. Возможности соединять в своем сознании противоположные черты. Внимание сконцентрировано на процессе, а не на средствах. Личность (нет понятия самости) - единство совершаемых действий и их сознавание. Полностью происходит при пик-переживаниях. Это момент изменения внутреннего опыта (творческие открытия, влюбленность). Это не состояния, а чаще моменты, инсайт, переструктурирование ситуации. После него человек выходит на новый уровень, плато-переживания. В качестве центральной характеристики личности выделяет иерархию уровней потребностей: Потребность в самоактуализации Потребность в гармонии, эстетическая Потребность в познании себя Потребность в самоуважении Потребность в принадлежности к социальному целому Потребность в безопасности Физиологические нужды Олпорт выделяет два способа удовлетворения потребностей - редукцию напряжения и стремление к развитию. Физиологическими нуждами человек овладевает: может есть, может не есть - на этом уровне потребность удовлетворяется путем редукции, снижения напряжения. Потребность в познании себя - познавательная, чистое познание себя, ради процесса. Потребность в гармонии - потребность в упорядоченности мира. Самоактуализация - потребность в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей человека - на этом уровне потребность - метапотребность, стремится к нарушению равновесия, поддержанию напряжения, к противоречию, которое есть исходная точка развития. ............ |