Приближенные вычисления в расчетных химических задачах
Введение
Каждый учитель в своей практике сталкивался с ситуацией, когда учащийся, решая расчётную задачу, получает ответ, немного отличающийся от ответа, данного в задачнике, или у группы учащихся ответы различаются между собой. Незначительно, на десятые или даже сотые. Тем не менее возникает вопрос: какой ответ правильный при условии, что решение задачи верное?
Однозначно можно утверждать, что суть этой проблемы заключена в способах вычислений, производимых учащимися. Точнее, в неправильных приближённых вычислениях.
В математике есть целые разделы, где изложены правила приближённых вычислений, приведены доказательства теорем, следствия и т. п. При обучении химии наиболее существенно сформулировать правила приближённых вычислений, основанных на математических законах, строгих, понятных и достаточных для того, чтобы решение и оформление химической задачи было корректным с точки зрения математики.
Рассмотрим задачу.
Задача 1. Вычислите объём 10%-ной соляной кислоты, которую можно нейтрализовать 26,3 г питьевой соды, содержащей примеси (массовая доля примесей 0,026). Ответ округлите до сотых.
Можно сказать, что с математической точки зрения эта, и любая другая, расчётная химическая задача сводится к вычислению некоторого числа на основании чисел, заданных в условии задачи и(или) взятых из справочника.
Поэтому первое, что необходимо, — это научиться правильно записывать и характеризовать числа, учитывая, точные они или приближённые.
Точные и приближённые числа
Числа бывают точными и приближёнными. Точное число абсолютно. Приближённое число имеет погрешность. Форма записи не влияет на точное число. Точное число 2 можно записать так: 2; 2,0; 2,00; 2,000. Эти записи обозначают одно и то же. Принципиально иная картина с записью приближённого числа 2: записи «2; 2,0; 2,00; 2,000» неравноценны. Следовательно, чтобы правильно записать число, надо понимать, с какими числами — точными или приближёнными — мы имеем дело.
При решении расчётной химической задачи используют числа из разных источников. Во-первых, указанные в условии задачи числовые значения физических величин: массы, объёма и т. д. Во-вторых, числовые значения физических величин, взятые из справочников, например плотности или молярной концентрации раствора, относительной атомной и молекулярной массы, молярной массы. В-третьих, числа, полученные в результате промежуточных вычислений в ходе решения задачи. Наконец, коэффициенты пересчёта одних единиц в другие, коэффициенты пропорциональности и т. п. Какие эти числа: точные или приближённые?
Очевидно, самая большая проблема будет состоять в определении характера чисел, указанных в условии задачи. Мы имеем основания считать их приближёнными числами. Эти числа — результат измерений физических величин. А поскольку любое измерение можно провести с ограниченной точностью, то и точность чисел будет ограниченна. С этим можно не соглашаться. Но принятие этой или иной точки зрения повлечёт определённые последствия, влияющие на ответ задачи.
Числовые значения, указанные в справочниках, — всегда приближённые числа.
Числовые значения, полученные в результате вычислений, могут быть как точными, так и приближёнными. ............