Часть полного текста документа:Принцип динамичесого баланса - философская основа мировоззрения, способ повышения эффективности научных исследований, и необходимое условие проявления культуры в разработке и применении аудио- видеодидактических средств. Скулов П.В. Огромное количество существующей информации, накопленной за многие годы развития цивилизации, и продолжающийся ускоренный ее рост в наше время, весьма полезно сказывается на всех сторонах жизнедеятельности общества. Однако растет и количество проблем в различных сферах, в том числе в образовании, в преподавании физики. Существующие проблемы обучения и воспитания обострились, и претерпевают очень быстрые качественные изменения. Помимо качественных изменений проблемы носят и количественный рост, появились новые проблемы которые описать существующими методами довольно сложно. Проведенный анализ количественных и качественных изменений существующих проблем в области образования, выявление их сущности и динамики развития, указывает на существование объективной потребности применения более общей методики, методологии и философской основы, в проведении научных исследований, процессов формирующих мировоззрение личности. В физике, при возникновении подобного рода трудностей, когда движение описать сложно, переходят к описанию того, что остается постоянным, неизменным, обращаются к законам сохранения. На наш взгляд есть соответствующее решение проблем и в гуманитарных науках. Мы полагаем, что многие проблемы возникают по причине отсутствия необходимого уровня информационной культуры. Отсутствие культуры приобретения и переработки знаний, приводит к стрессовому способу общения, который по сути лишен смысла, ведет к истощению и деградации взаимодействующих сторон, и системы в целом. В стремлении разобраться в сложившейся обстановке мы пришли к выводу, что существует единый, дискретный процесс, производства и приобретения знаний, а основой данной культуры, является динамический баланс сторон данного процесса, баланс интересов его участников. При описании процесса производства знаний, мы предлагаем выделять две тесно взаимосвязанных его стороны, внешнюю и внутреннюю. Существуют знания направленное во вне субъекта ( внешняя сторона процесса), и знания вырабатываемое для функционирования именно данного субъекта (внутренняя). В процессе общения, происходит обмен информацией, где присутствует и та и другая стороны. Информационная культура, предполагает наличие динамического баланса, двух сторон этого процесса - основного в иерархии балансов. Основная масса негативных явлений, существующих в наше время, вызвано нарушением именно данного вида баланса. Игнорирование данного принципа, влечет за собой различные негативные последствия. Например при значительном преобладании потребления информации над ее производством, чрезмерном задействовании одного информационного канала в ущерб остальным, развитии только социальной составляющей личности, а также многих других нарушениях динамического баланса наблюдается факт размывания и подмены первоначальной, стержневой идеи, определяющей стратегию поведения и развития личности, и осуществляющей информационно - энергетическую поддержку ее деятельности. ............ |