Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования Мурманский Государственный педагогический институт Кафедра психологии Курсовая работа на тему: Проблема школьной неуспеваемости Выполнила: Студентка 4 курса 1 группы ФМФ Курлович Л.А Научный руководитель: Тишкевич М.А. Мурманск 2002 Содержание Введение I. Теоретическая часть 1. Понятие школьной неуспеваемости 2. Психологическая характеристика неуспевающих школьников 2.1. Общая характеристика 2.2. Виды неуспеваемости 2.3. Типы неуспевающих школьников 3. Причины неуспеваемости 3.1. Классификации причин 3.2. Физиологические причины 3.3. Недостатки семейного воспитания 4. Пути устранения неуспеваемости II. Практическая часть. Список использованной литературы Введение Целью данной курсовой работы ставилось изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы. Практическая часть курсовой работы включает в себя краткое описание методики школьного теста умственного развития и результаты проведения его в 7 классе гимназии № 8 города Мурманска. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей. Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы. В основу курсовой легли труды выдающихся отечественных психологов, основанные на многолетнем опыте работы с данной категорией детей. I. Теоретическая часть 1. Понятие школьной неуспеваемости Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. ............ |