Часть полного текста документа:Министерство Образования Молодежи и Спорта Республики Молдова Кишиневский Государственный Университет имени И. Крянгэ Факультет психологии и реабилитационной психопедагогики Тема. Особенности общения современных подростков и юношей Научно-психологическое исследование на степень лиценциата Выполнила студентка V курса группы Наталья Научный руководитель доцент Болбочану Александра Андреевна Дипломная защищена "________" "____"1998 Оценка ______________ Председатель экзаменационной комиссии на степень лиценциата ___________________________ Кишинев -1998 СОДЕРЖАНИЕ Введение..............................................................................................3 1. Теоретические исследования...............................................................6 1.1. Общение, как категория в психологии.................................................6 1.2. Психологические особенности подроскового и юношеского возраста......9 1.3. Общение в подростковом и старшем школьном возрасте.....................12 2. Экспериментальные исследования................... ..................................21 2.1. Проблема, задачи и методики исследований......................................21 2.2. Выявление особенностей общения подростков и старших школьников..27 2.3. Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки и старшие школьники при общении........................................................................35 2.4. Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и старшеклассниками..............................................................................37 2.5. Исследование особенностей коммуникативного процесса....................40 2.6. Особенности мотивационно-потребительской сферы общения подростков и старшеклассников.............................................................44 Заключение и выводы...........................................................................51 Литература..........................................................................................55 ВВЕДЕНИЕ Проблема общения относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д. Так как общение социально, то сегодняшняя ситуация в обществе прямо зависима с изменением мотивации структуры интересов современных для подростков и старшеклассников, поэтому изучение особенностей общения нынешней молодежи весьма актуально. Предметом нашего исследования являются некоторые формы общения, а его объектом - являются учащиеся 8 -х и 11 -х классов. Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и советскими. А.Н. Леонтьев (1974) считает, что общение - определенная сторона деятельности, идо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.М. Соковкин (1974) анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. ............ |