Часть полного текста документа:Проблемы Педагогики Наиболее ярко о проблемах педагогики говорится в статье Константина Дмитриевича Ушинского "О пользе педагогической литературы". Поднятые в ней проблемы актуальны как применительно к педагогам века XIX, так и к педагогам века XXI. Так, характеризуя некоторых, Ушинский говорит: " ... каждый из них (педагогов) так гордится своей опытностью, высчитывая по пальцам года своей воспитательной деятельности", их он называет "машиной для задачи и спрашивания урока и наказания тех, кто попадается им под руку". Таким педагогам Ушинский отказывает в знании психологии и осознанности их деятельности, утверждая: "... сознательной деятельностью может быть названа только та, в которой мы определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, испытали и выбрали средства, необходимые к достижению сознанной нами цели". Об учениках таких педагогов Ушинский также отзывается весьма не лестно: "Они выполнили необходимую комедию детства и юности и принимаются за новые роли, не имеющие никакого отношения к старым, воспоминание о которых только мешает жить и чем скорее исчезнет, тем лучше". А о убеждениях этих учеников пишет, что у них не принято "ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ". Причину возникновения поднятых проблем Ушинский видит в недостатке педагогической литературы, он пишет: "Педагогическая литература ... вводит его (педагога) в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания". Ушинский считает, что "педагогическая литература одна только может придать ей (педагогической деятельности) тот смысл и ту занимательность, без которой она делается машинальным препровождением времени, назначенного на уроки", а так же: "Педагогическая литература ... знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов и ... направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания". К недостаткам же современной педагогики никак нельзя отнести отсутствие соответствующей научной литературы. В чем же причина актуальности проблем, поднятых Ушинским, применительно к нынешнему образованию? Мне представляется, что Константин Дмитриевич ошибся, утверждая, что она кроется только в отсутствии педагогической литературы, так как таковая появилась, но не принесла с собой ни каких изменений. Истинная причина педагогической неграмотности, на мой взгляд, кроется не в невозможности читать педагогическую литературу, а в нежелании многих педагогов этого делать. А причина этого факта кроется в одной из проблем, также затронутых Ушинским, а именно в убежденности таких педагогов, что их профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Совершенно очевидно, что такое мнение ошибочно. Как уже было сказано в начале, педагогика, как и любая наука, имеет значительную часть и от искусства. К сожалению среди современных педагогов наблюдается практически полное незнание научной части и, как следствие, их искусство становится сродни "дачной архитектуре", когда каждый садовод творит на своих 6 сотках то, что считает нужным, совершенно не задумываясь над тем, что у него при этом получается. ............ |