Часть полного текста документа:Проникновение европейских государств в Иерусалим С ослаблением Оттоманской империи в XIX веке усиливается вмешательство европейских государств во внутренние дела страны. Стремясь укрепить свои позиции и влияние на Ближнем Востоке, страны Европы открывают в различных городах империи представительства. Первым таким иностранным представительством в Иерусалиме стало английское консульство, учрежденное в 1838 году. Примеру Англии вскоре последовали Прусси (1842), Франция (1843) и Австрия (1847). В течение двадцати лет почти все западные государства, в том числе США и Россия, открыли свои представительства в Иерусалиме. Особенное значение деятельность иностранных консулов приобрела в связи с Капитуляциями - так назывались договоры между Оттоманской империей и европейскими странами, в соответствии с которыми иностранные граждане, живущие на территории империи, не подлежали юрисдикции турецких властей. Капитуляции практически освобождали уроженцев Европы и их потомков от какой бы то ни было зависимости от турецкой администрации, европейцы полностью находились под покровительством влиятельных консулов. С укреплением статуса консульств заметно улучшилось положение немусульманских меньшинств, которые могли теперь полагаться на защиту европейских государств. Ввиду сравнительно высокой численности в Иерусалиме евреев европейского происхождения, некоторые страны иногда назначали - консульских представителей из их числа, вменяя им в обязанность уделять особое внимание защите интересов своих соплеменников - подданных этих стран. Англия покровительствовала также и евреям без подданства. К середине XIX века в Иерусалиме усилилась миссионерская деятельность различных христианских организаций. Наиболее активной в этой области стала недавно возникшая протестантская община (первое протестантское епископство под общим контролем англиканской и прусской протестантских церквей было открыто в 1841 году). Так как миссионерская деятельность среди мусульман была запрещена турецким законодательством, миссионеры сосредоточили свое внимание на еврейской общине и на общинах восточных христиан. Это привело к возникновению протестантских конгрегаций среди арабов-христиан. Небольшое число евреев также приняли христианство, в основном из экономических соображений. Вместе с тем, были случаи перехода христиан в иудаизм. Так, в 1848 году принял иудаизм американский консул У. Крессон, после чего стал членом сефардской общины города. Европейские державы использовали соперничество различных христианских общин Иерусалима для расширения сфер своего влияния в Оттоманской империи. Франция традиционно выступала в роли защитника интересов католической церкви и ее святынь, и под французским давлением в 1847 году (вновь после эпохи крестоносцев) была учреждена латинска патриархия в Иерусалиме. Россия покровительствовала греческой православной церкви и восточным христианским общинам. При помощи русской духовной миссии и, позднее, Императорского православного палестинского общества царское правительство переводило большие суммы на содержание церквей, школ и странноприимных домов. Межобщинные трени в Иерусалиме немедленно сказывались на отношениях между странами-покровительницами. Так, конфликт между православной и католической церквями вокруг прав на христианские святыни привел к острой конфронтации между Россией и Францией, что стало одной из причин Крымской войны 1853-1856 годов. ............ |