Реферат:
Проблема Иерусалима в Арабо-израильском конфликте
Вопрос о Иерусалиме занимает особое место в комплексе проблем ближневосточного урегулирования. Хотя он порожден вполне реальным столкновением интересов в экономической, политической и других областях, он вызывает настолько сильную эмоциональную реакцию у обеих сторон, что исключает возможность рационального подхода к его обсуждению В связи с этим иерусалимская проблема многие годы преднамеренно выводилась за рамки мирных инициатив по ближневосточному урегулированию.
Требования Израиля и арабов в отношении Иерусалима оставались на протяжении десятилетий настолько бескомпромиссными и несовместимыми, что задача выработки решения, хотя бы в минимальной степени удовлетворявшего обе стороны, стала представляться многим политикам и на Ближнем Востоке, и на Западе практически невыполнимой. После арабо-израильской войны 1967 г. в американской политологии появилась даже такая точка зрения (Г. Готлиб), что для решения проблемы Иерусалима следует сделать статус города настолько сложным, чтобы никто не мог в нем разобраться. В этом случае каждая из сторон считала бы свои притязания реализованными, хотя по существу город находился бы в двойном подчинении. Это небезынтересное мнение, правда, так и не было подкреплено конкретными предложениями.
В политической и научной литературе возник даже особый термин – «отложенный статус Иерусалима», предполагающий перенос обсуждения иерусалимской проблемы на самую позднюю стадию ближневосточного урегулирования. В этом подходе был свой резон. Предполагалось, что в ходе выработки решений по всем другим аспектам палестинской проблемы стороны научатся вести конструктивный диалог и к заключительной фазе переговорного процесса выйдут на такой уровень взаимопонимания, который позволит им спокойно, без эмоциональных всплесков заняться поисками компромиссного, взаимоприемлемого решения для самой острой проблемы – иерусалимской.
Именно поэтому важным прорывом в подходе к Иерусалиму стала совместная израильско–палестинская Декларация принципов, разработанная в Осло и подписанная в Вашингтоне в сентябре 1993 г. Впервые за всю историю конфликта израильтяне и палестинцы, в соответствии с этим документом, согласились обсуждать будущий статус города на официальных переговорах. Политическое решение, если оно в принципе возможно, пока представляется делом отдаленного будущего. Однако переговорный процесс создает единственное «окно возможностей», обеспечивающее постепенное формирование атмосферы терпимости, сосуществования и взаимодоверия и оставляющее в прошлом хаос насилия и ненависти.
В отличие от всех других проблем ближневосточного конфликта, возникших после образования государства Израиль и являющихся прямым следствием ряда арабо–израильских войн, проблема Иерусалима имеет глубокие корни. Исторические судьбы евреев и арабов на протяжении веков тесно связаны с Иерусалимом, и это дает веские основания обеим сторонам предъявлять на него свои права. В основу арабской аргументации заложен тот факт, что, начиная с VII в. н.э. Иерусалим, за исключением небольшого периода правления крестоносцев (1099 – 1189 гг.), являлся мусульманским городом. Еврейские претензии подкрепляются древней историей, опирающейся на Ветхий Завет, в котором говорится о завоевании Иерусалима царем Давидом и превращении его в столицу первого иудейского государства. ............